«Звезда» построит суда из металлолома
«Роснефтегаз» рассматривает возможность построить сталеплавильный цех из лома черных металлов на суперверфи «Звезда»«Мы находимся сейчас в переговорах» относительно участия в проекте строительства металлургического завода для суперверфи «Звезда», рассказал в интервью «Ведомостям» председатель совета директоров Danieli Джанпьетро Бенедетти. «Нам предлагали поучаствовать с точки зрения поставщика оборудования», – сказал он, но деталей не раскрыл.
«Ведомости» выяснили, что контролирующий акционер «Звезды» – «Современные технологии судостроения» (СТС; на 89% принадлежит «Роснефтегазу») – прорабатывает два варианта, как обеспечить суперверфь 330 000 т судового металлопроката в год. Первый вариант предполагает строительство электроплавильного цеха и листопрокатного стана, второй – только стана, который бы работал на привозном сырье (слябах). Об этом рассказали два собеседника «Ведомостей», знакомых с топ-менеджерами СТС. «Металлургическое производство должно быть построено на Дальнем Востоке для обеспечения стратегической безопасности верфи, поэтому «Роснефтегаз» и не отказался от идеи строить свой металлургический завод», – отмечает еще один собеседник, близкий к компании. СТС обсуждает с возможными подрядчиками проектную документацию и готовит предварительное технико-экономическое обоснование проекта строительства металлургического производства, знает один из собеседников «Ведомостей».
Проект строительства металлургического производства вызывает вопросы, говорит знакомый с топ-менеджерами СТС банкир. Минимально рентабельная конфигурация металлургического производства на «Звезде» – это от 900 000 т стали в год, «Звезда» готова забирать по 330 000 т в год, но куда пристроить остальные 570 000 т, не ясно», говорит один из собеседников «Ведомостей». «С учетом планов по развитию Дальнего Востока предприятие может быть рентабельным в будущем и найти потребителя», – уверен знакомый топ-менеджеров СТС.
«[Сколько будет стоить строительство металлургического предприятия на «Звезде»] зависит от глубины и конфигурации: будете вы строить завод, который из сляба делает судовую сталь, или предприятие полного цикла, которое производит сляб из руды и угля. В первом случае <...> строительство такого производства может стоить $1,5–2 млрд». «Ведомости», 1 июля 2019 г.
Представители СТС и вице-премьера по Дальнему Востоку Юрия Трутнева не ответили на вопросы «Ведомостей». Вопрос о создании металлургического производства на Дальнем Востоке в интересах судостроения будет проработан Минпромторгом после поступления бизнес-плана от «Роснефти», говорит представитель министерства.
Построить электросталеплавильное производство и производить судовую сталь из металлолома на Дальнем Востоке может оказаться выгоднее, чем завозить сляб в регион и катать в лист, считает аналитик Максим Худалов. По его словам, для успешной реализации проекта компании придется решить вопрос более тщательной сортировки лома и учитывать то, что Дальний Восток – дефицитный по лому регион, здесь это сырье стоит дороже, чем в целом по России.