«Звезда» построит суда из металлолома

«Роснефтегаз» рассматривает возможность построить сталеплавильный цех из лома черных металлов на суперверфи «Звезда»
«Роснефтегаз» рассматривает возможность построить сталеплавильный цех из лома черных металлов на суперверфи «Звезда»
«Роснефтегаз» рассматривает возможность построить сталеплавильный цех из лома черных металлов на суперверфи «Звезда» / Юрий Смитюк / ТАСС

«Мы находимся сейчас в переговорах» относительно участия в проекте строительства металлургического завода для суперверфи «Звезда», рассказал в интервью «Ведомостям» председатель совета директоров Danieli Джанпьетро Бенедетти. «Нам предлагали поучаствовать с точки зрения поставщика оборудования», – сказал он, но деталей не раскрыл.

«Ведомости» выяснили, что контролирующий акционер «Звезды» – «Современные технологии судостроения» (СТС; на 89% принадлежит «Роснефтегазу») – прорабатывает два варианта, как обеспечить суперверфь 330 000 т судового металлопроката в год. Первый вариант предполагает строительство электроплавильного цеха и листопрокатного стана, второй – только стана, который бы работал на привозном сырье (слябах). Об этом рассказали два собеседника «Ведомостей», знакомых с топ-менеджерами СТС. «Металлургическое производство должно быть построено на Дальнем Востоке для обеспечения стратегической безопасности верфи, поэтому «Роснефтегаз» и не отказался от идеи строить свой металлургический завод», – отмечает еще один собеседник, близкий к компании. СТС обсуждает с возможными подрядчиками проектную документацию и готовит предварительное технико-экономическое обоснование проекта строительства металлургического производства, знает один из собеседников «Ведомостей».

Проект строительства металлургического производства вызывает вопросы, говорит знакомый с топ-менеджерами СТС банкир. Минимально рентабельная конфигурация металлургического производства на «Звезде» – это от 900 000 т стали в год, «Звезда» готова забирать по 330 000 т в год, но куда пристроить остальные 570 000 т, не ясно», говорит один из собеседников «Ведомостей». «С учетом планов по развитию Дальнего Востока предприятие может быть рентабельным в будущем и найти потребителя», – уверен знакомый топ-менеджеров СТС.

Джанпьетро Бенедетти
председатель совета директоров Danieli

«[Сколько будет стоить строительство металлургического предприятия на «Звезде»] зависит от глубины и конфигурации: будете вы строить завод, который из сляба делает судовую сталь, или предприятие полного цикла, которое производит сляб из руды и угля. В первом случае <...> строительство такого производства может стоить $1,5–2 млрд». «Ведомости»,  1 июля 2019 г.

Представители СТС и вице-премьера по Дальнему Востоку Юрия Трутнева не ответили на вопросы «Ведомостей». Вопрос о создании металлургического производства на Дальнем Востоке в интересах судостроения будет проработан Минпромторгом после поступления бизнес-плана от «Роснефти», говорит представитель министерства.

Построить электросталеплавильное производство и производить судовую сталь из металлолома на Дальнем Востоке может оказаться выгоднее, чем завозить сляб в регион и катать в лист, считает аналитик Максим Худалов. По его словам, для успешной реализации проекта компании придется решить вопрос более тщательной сортировки лома и учитывать то, что Дальний Восток – дефицитный по лому регион, здесь это сырье стоит дороже, чем в целом по России.