ФАС не разрешила ГТЛК купить железнодорожного оператора Brunswick Rail
Это может навредить конкуренции, считает антимонопольная службаФедеральная антимонопольная служба (ФАС) отказалась согласовать ходатайство Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) о покупке железнодорожного оператора Brunswick Rail Ильи Беляева, сообщило ведомство 25 июня.
По мнению службы, «усиление доминирующего положения ГТЛК на рынке финансовой/операционной аренды вагонов за счет поглощения частных компаний может негативно повлиять на состояние конкуренции». ГТЛК – крупнейшая лизинговая компания в России: ее портфель на 1 января 2019 г. составлял 925,8 млрд руб., увеличившись за год в 1,7 раза, гласят данные рейтингового агентства «Эксперт РА». «ГТЛК, как институту развития, рекомендовано использовать ограниченные бюджетные ресурсы на лизинг новых вагонов, добавляющих предложение на сети и способствующих сокращению дефицита провозных мощностей, а не на скупку б/у вагонов и частных компаний на вторичном рынке», – заявила ФАС. Служба предписала ГТЛК «обратить самое строгое внимание на недопустимость сдачи вагонного парка в аренду конечным грузоотправителям через длинную цепочку посредников, использование которой приводит к удвоению цен на услуги по предоставлению вагонов для экономики».
На конец сентября 2018 г. в парке Brunswick Rail было около 28 000 вагонов. Это почти в 5 раз меньше, чем у крупнейшего в России оператора – Федеральной грузовой компании. EY оценивала Brunswick Rail в 29,8 млрд руб. при 37,7 млрд руб. чистого долга, а ГТЛК договорилась о базовой цене в 24 млрд руб. с возможностью ее корректировки, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. ГТЛК ранее хотела купить и Первую тяжеловесную компанию, но эта сделка тоже не состоялась.
ГТЛК, по словам ее представителя, подала ходатайство в ФАС России 17 мая и официального письма об отказе не получала. По его словам, сейчас ГТЛК готовит дополнительные материалы по запросу ФАС – их нужно прислать до 28 июня. Представитель Brunswick Rail отказался от комментариев.
«Решение ФАС выглядит более чем странным, учитывая, что совет директоров ГТЛК, председателем которого является курирующий транспорт вице-премьер Максим Акимов, а членами – замминистра транспорта Иннокентий Алафинов и заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров, единогласно сделку одобрил», – комментирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Кроме того, ГТЛК не занимает доминирующей доли ни на рынке финансовой (доля составляет около 17%), ни на рынке операционной аренды подвижного состава (доля ГТЛК не превышает 4%, у Brunswick Rail – около 15%), приводит он данные. Также ему непонятен тезис про сдачу парка в аренду конечным грузоотправителям через цепочку посредников: «ГТЛК не может влиять на ценообразование или ценовую политику своих клиентов, которые распоряжаются арендованным парком в соответствии со своими коммерческими интересами».
«Решение ФАС по ходатайству ГТЛК – это вопрос менеджмента госкомпании, – говорит представитель Акимова. – Компания получит материалы, изучит, если нужно – доложит совету директоров. На совете директоров ГТЛК отказ ФАС в удовлетворении ходатайства на данный момент не обсуждался». Документы ФАС по данному вопросу в Минтранс не поступали, сказал представитель министерства.
По мнению Бурмистрова, ГТЛК очень долго готовила сделку по покупке активов Brunswick Rail и вряд ли будет рассматривать альтернативные варианты. Компания может предоставить в ФАС дополнительную информацию, чтобы обосновать позицию, как это удалось сделать «Трансконтейнеру» при покупке компании «Логистика-терминал», которую ФАС также сначала отказалась согласовать, замечает Бурмистров. Скорее всего, ФАС согласует сделку, прогнозирует он.