«Русснефть» увеличит дивиденды в 2,5 раза

Но сначала компания Михаила Гуцериева снизит долговую нагрузку
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

«Русснефть» планирует в ближайшие три года увеличить дивиденды в 2,5 раза до $100 млн в год, рассказал в пятницу акционерам на годовом собрании основатель компании Михаил Гуцериев. По итогам 2018 г. дивиденды составили $40 млн, и получили их только владельцы привилегированных акций, на следующий год эта сумма вырастет до $60 млн. Дивиденды начнут получать и владельцы обыкновенных бумаг, обещал Гуцериев.

Семье Гуцериевых принадлежит около 47% голосующих акций, трейдеру Glencore – 31,28%. Почти все привилегированные акции находятся у банка «Траст». В свободном обращении – 20% обыкновенных акций.

По словам Гуцериева, дивиденды вырастут, как только чистый долг сравняется с EBITDA. «В этом году [2019 г.] мы начали активно гасить долг. В начале года мы заплатили часть тела основного долга – $22 млн – и $27 млн процентов», – заявил Гуцериев. С сентября компания будет платить меньше за пользование кредитами, сказал он: «Будем экономить по $17 млн в год». Из его слов следует, что эти деньги пойдут на дивиденды.

Он считает «Русснефть» выгодной для инвестиций, так как при небольшой добыче ей удалось добиться 27% маржинальности по EBITDA. В 2019 г. Гуцериев ожидает роста EBITDA до 55–60 млрд руб.

Долговая нагрузка «Русснефти» кратно выросла в 2014 г. – почти до 10 EBITDA, так как 99% долга компании было номинировано в долларах. Тогда компания нарушила ковенанты перед банками, а общий долг был $4,5 млрд, но она смогла договориться с кредиторами.

Средняя процентная ставка на 2014 г. превышала 6,75%, компания за пользование кредитами заплатила $162 млн. Большая часть долга, $1,7 млрд, – заем в ВТБ по ставке трехмесячный LIBOR + 6,25%.

К концу 2018 г. кредит перед ВТБ после рефинансирования удалось снизить до $1,3 млрд, общий долг составил $1,4 млрд. Средняя процентная ставка выросла до 7,3%, но за счет снижения общего долга процентные платежи снизились до $93,1 млн. Кредит перед ВТБ подешевел в обслуживании до трехмесячного LIBOR + 5,5%. Но и его компания намерена рефинансировать.

«Рассматривается возможность снизить процентные платежи по кредитам через рефинансирование половины банковского долга ($560 млн) с помощью выпуска облигаций. Еще часть банковского долга планируется заместить предэкспортным финансированием», – рассказала «Ведомостям» вице-президент «Русснефти» по экономике и финансам Ольга Прозоровская. «Русснефть» может выпустить конвертируемые облигации на $560 млн, уточняют два собеседника «Ведомостей», близких к менеджменту компании.

Принять решение о выходе на рынок бондов «Русснефть» может осенью, продолжает Прозоровская. Ставки за пользование предэкспортным финансированием, как и ставки по облигациям, ниже, чем за пользование банковским долгом, поясняет она.

Конвертируемые облигации предполагают возможность обратить часть долга в акции компании при неисполнении финансовых обязательств – платежей по купонам или ковенантам, поясняет собеседник в крупном инвестбанке. Эмитент при размещении конвертируемых облигаций может оценить бонды с премией к рынку, привлечь финансирование дешевле, чем обычные облигации, а также снизить долговую нагрузку, говорит он.

Конвертируемые облигации – популярный инструмент на рынке. В 2016 и 2017 гг. металлургическая «Северсталь» Алексея Мордашова привлекла $450 млн за счет выпуска таких бумаг под процентную ставку 0–0,5% годовых, в 2018 г. золотодобывающий «Полюс» Саида Керимова привлек $250 млн по ставке 1% годовых.

«Скорее всего за счет конвертируемых облигаций компания планирует снизить процентную ставку, направить часть привлеченных средств на погашение текущего долга ВТБ», – рассуждает аналитик Raiffeisenbank Сергей Гарамита. Это позволило бы оптимизировать процентные выплаты и направить сэкономленные средства на дивиденды даже при ухудшении нефтяной конъюнктуры. При текущих ценах на нефть компания может генерировать до $250–300 млн в год свободного денежного потока после выплаты процентов. «Этого вполне достаточно на равномерные погашения долгов и на заявленные дивиденды до $100 млн», – говорит эксперт.

Представитель ВТБ отказался от комментариев.