РЖД остановила более 400 локомотивов и может уволить 3000 человек

Так монополия реагирует на снижение перевозки угля в европейской части России
Из-за падения перевозок угля в европейскую часть России РЖД отстранила от движения более 400 локомотивов и планирует сократить персонал примерно на 3000 человек/ Андрей Гордеев / Ведомости

Из-за падения перевозок угля в европейскую часть России РЖД отстранила от движения более 400 локомотивов и планирует сократить персонал примерно на 3000 человек. Об этом со ссылкой на заместителя гендиректора РЖД Алексея Шило сообщил «Интерфакс».

Общая численность сотрудников РЖД на конец 2018 г. составляла 752 200 человек. В парке компании около 20 000 локомотивов.

Бюджет монополии на 2019 г. сформирован исходя в том числе из прогнозов угольщиков, «под это рассчитывается численность, парк локомотивов и все остальные затраты», заметил Шило. Но текущие внутрироссийские перевозки кузбасского угля в центральную часть страны оказались более скромными: по Московской железной дороге, например, они упали на 51%, по Юго-Восточной – на 5%, Южно-Уральской – на 4%.

Во II квартале 2019 г. потери РЖД, связанные с отставанием фактической погрузки угля по сравнению с плановыми показателями, могут составить около 1,5 млрд руб., подсчитал гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Проблема заключается не столько в потерях в доходах из-за снижения погрузки, сколько в дисбалансе загрузки провозных мощностей, тягового состава и локомотивных бригад на отдельных направлениях».

Для РЖД уголь – основной груз. В 2018 г. на него пришлось почти 29% общей погрузки (374,9 млн т), в январе – мае – 30%. Кузбасскими угледобывающими компаниями по итогам пяти месяцев 2019 г. на экспорт было погружено 62,9 млн т угля – или 70% от его поставок из России.

По мнению Бурмистрова, падение перевозок угля в западном направлении связано со снижением цен на уголь в Европе. Об этом говорит и сотрудник крупной угольной компании. Снижение отгрузок на внутреннем рынке связано с сезонностью и снижением потребления электроэнергии в летний период, а сокращение экспорта на Запад – прежде всего с постепенным отказом европейских стран от угольных электростанций, замечает сотрудник крупного железнодорожного оператора. Кроме того, продолжает собеседник «Ведомостей», после прихода к власти в США Дональда Трампа началась активная поддержка американского угля, что усилило конкуренцию для российских производителей. По его данным, европейские страны потребляют 160–200 млн т импортного угля ежегодно, доля российских компаний – 40%. «Сокращение потребления в Европе было ожидаемо, и РЖД готовилась к такому развитию событий. По сути, программа развития Восточного полигона (расширение БАМа и Транссиба. – «Ведомости») – попытка перенаправить освободившиеся с западного рынка объемы угля на восточный рынок, где спрос есть и растет», – заключает он.

Между тем Бурмистров удивлен заявлением РЖД о планах оптимизации штата: «На сети РЖД существует дефицит локомотивных бригад. И их увольнение из-за локальных простоев части парка локомотивов выглядит скорее как желание привлечь внимание к возникшей проблеме отказа грузоотправителей от выполнения заявленных ранее планов погрузки».

Увольнение 3000 человек – это один из возможных вариантов «при самом негативном сценарии развития событий», уверяет представитель РЖД. Часть отстраненных от движения локомотивов может быть передислоцирована на более загруженные участки, оставшиеся будут ждать «восстановления благоприятной конъюнктуры». При этом компания рассчитывает на восстановление спроса на уголь внутри страны в 2019 г. в связи с подготовкой к отопительному сезону, добавляет представитель РЖД.

По оценке компании, резервы для наращивания погрузки есть в направлении морских портов и пограничных переходов Северо-Кавказской и Октябрьской железных дорог, сухопутных железнодорожных маршрутов в Китай через Казахстан или Монголию, иностранных морских портов Черного моря, а также сухопутных железнодорожных маршрутов, в том числе через Республику Беларусь в третьи страны. Во втором полугодии 2019 г. дисбаланс, связанный с сохранением дефицита провозной способности на Восточном полигоне и недозагруженности в направлении портов Балтии и Юга России, будет только усиливаться из-за падения цен на уголь в Европе, считает Бурмистров.

Представители крупнейших угольных компаний России – СУЭК и УГМК (управляет «Кузбассразрезуглем») – на вопросы «Ведомостей» не ответили.