Кредиторы предлагают Utair подумать о продаже вертолетной компании
Крупнейший в России вертолетный оператор может стоить до 30 млрд рублейUtair c осени прошлого года ведет с 11 банками переговоры о реструктуризации трех кредитов на 56,5 млрд руб., по ним авиакомпания допустила дефолты. Кредиторы предлагают Utair подумать о продаже ее крупнейшего актива – компании «Ютэйр – вертолетные услуги» (ЮтВУ), это крупнейший в России и один из крупных в мире вертолетных операторов. Об этом «Ведомостям» рассказали три банкира.
По данным Росавиации, вертолетный парк российских авиакомпаний составляет 2707 машин, из них 205 – в парке ЮтВУ. У ЮтВУ есть еще дочерние вертолетные компании в Перу и Словакии, вместе с ними флот компании превышает 320 вертолетов, говорится на ее сайте.
Идея продажи ЮтВУ обсуждается, но требования такого кредиторы не выдвигают, это тема сложная, говорят три собеседника «Ведомостей». Во-первых, ЮтВУ – актив крупный, не имеющий аналогов и очень сложный в оценке, объясняют два банкира. По грубым оценкам, ЮтВУ может стоить от 10 млрд до 30 млрд руб., добавляют они. Хотя верхняя оценка в 20 млрд руб. представляется более реалистичной, уточняет один из собеседников.
Utair, конечно, продавать вертолетную «дочку» не хочет и главный аргумент как раз в том, что на такой крупный актив нет покупателя, продолжает банкир. Но синдикат банков предлагает хотя бы инициировать предварительные переговоры, прощупать рынок. Крупнейшие заказчики вертолетных услуг Utair – нефтегазовые компании. Контрольный пакет Utair до недавнего времени принадлежал пенсионному фонду «Сургутнефтегаза», в 2018 г. фонд был реформирован и теперь принадлежит физлицу – Валерию Ефимову. Авиационная отрасль и банкиры считают, что «Сургутнефтегаз» сохраняет влияние на Utair, но формально нефтяная компания осталась лишь кредитором перевозчика – ей он должен 6 млрд руб.
Вертолетный бизнес есть у «Газпрома» – в парке его «дочки» «Газпром авиа», по данным Росавиации, 63 вертолета.
Другой вопрос – выживет ли Utair без вертолетного бизнеса, который формирует бóльшую часть консолидированной EBITDA компании, говорят два банкира. На погашение всего долга средств от продажи ЮтВУ не хватит и непонятно, сможет ли компания платить хоть какие-то проценты без вертолетной «дочки», объясняют они.
100% акций ЮтВУ заложены по двум синдицированным кредитам 11 банков на 39,1 млрд руб., при одобрении банков, на которых приходится 66,7% синдицированных кредитов, взыскание может быть обращено на вертолетную компанию, говорит один из банкиров. В феврале вопрос об обращении взыскания на залоги уже выносился на комитет кредиторов, но тогда банкиры проголосовали против. Еще 17,4 млрд руб. Utair должна Сбербанку, по этому кредиту действует поручительство структур «Сургутнефтегаза».
В марте Utair попросила синдикат списать 31,4 млрд руб., или 80% синдицированных кредитов. В мае авиакомпания сделала новое предложение – не списывать, а перенести погашение 31,4 млрд руб. на 35 лет. Это тоже не устраивает кредиторов, юридически такая пролонгация не отличается от списания, говорят два банкира. Кредиторы выдвигали встречное требование – поручительство по синдицированным кредитам «Сургутнефтегаза» или правительства ХМАО (второй по величине акционер Utair c пакетом 38,8%), но Utair заявила, что поручительств не будет, продолжают собеседники.
Другие непрофильные активы Utair, которые могут быть проданы, – контрольный пакет аэропорта «Сургут» и оператор по обслуживанию авиакомпаний во «Внуково» «Ю-ти-джи». Продажа последнего может принести около 1 млрд руб., аэропорта – 2–3 млрд, возможно больше, но аэропорт Utair тоже не хочет продавать, говорят два банкира.
Представитель Utair на запрос не ответила. «Компания должна гасить долг, используя для этого все возможности, продажа активов, безусловно, один из инструментов. Желательно, чтобы Utair, сохранив бизнес, рассчиталась с кредиторами или снизила долг до управляемых размеров», – сказал представитель банка «Траст», крупнейшего участника синдиката.
«Вертолетные услуги – более ликвидный бизнес группы Utair по сравнению с пассажирскими перевозками. Продажа вертолетной компании не решила бы проблем перевозчика, а только отсрочила существующие финансовые и социальные риски. При этом сами риски существенно бы выросли», – считает ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Федор Борисов.
Представитель Сбербанка от комментариев отказался, представители «России», МКБ, «Юникредит банка», Связь-банка, МТС-банка, Сургутнефтегазбанка, «Уралсиба», банка «Русь» и Нико-банка на запросы не ответили.