Доля возобновляемой энергетики в России не превысит 1%
Завершился последний отбор по программе поддержки зеленой генерацииВ 2022–2024 гг. в России будут введены три последние электростанции на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) общей установленной мощностью 84,95 МВт, отобранные для строительства по договорам предоставления мощности (ДПМ, гарантируют энергетикам возврат инвестиций с доходностью 12%). Результаты отбора сообщил во вторник Совет рынка, регулирующий рынок электроэнергии и мощности.
Большую часть мощностей – 71,25 МВт ветряных станций – получила «Энел Россия», принадлежащая итальянской Enel. Она построит в Ставропольском крае ветропарк «Родниковский» стоимостью около 90 млн евро, сказал представитель компании. После ввода в эксплуатацию парк сможет вырабатывать порядка 220 ГВтч в год, это позволит не допустить выброса около 180 000 т углекислого газа в год.
Еще 8,1 МВт получила «Евросибэнерго гидрогенерация» (принадлежит «Евросибэнерго» холдинга En+) для строительства гидроэлектростанции (ГЭС). Компания планирует строительство малой ГЭС «Сегозерская» в Карелии, рассказал представитель En+: ГЭС экономически эффективнее ветряных и солнечных станций, но требуют более длительных предварительных исследований.
«Фортум», российская «дочка» финской Fortum, построит солнечную станцию – 5,6 МВт. Представитель «Фортум» отказался от комментариев.
Всего было подано 14 заявок, их общая мощность – 660,98 МВт, сказал представитель Совета рынка. Высокая конкуренция позволила снизить стоимость проектов. Строительство одного киловатта ветряных станций будет стоить 64 900 руб., солнечных – 49 800 руб. Неразыгранными остались 2,3 МВт ветровой генерации в 2023 г. и 221,7 МВт малых ГЭС.
Это был последний отбор по программе ДПМ, всего к 2024 г. должны построить около 5,5 ГВт мощностей ВИЭ. После этого доля возобновляемой энергетики в России достигнет 1%, подсчитали аналитики Moody’s, цель же – 4,5%. Сейчас в правительстве обсуждается продление программы до 2035 г. Чтобы отрасль не деградировала, энергетикам нужно гарантировать доходность на строительство еще 10 ГВт мощностей, говорил предправления «Роснано» Анатолий Чубайс. Окончательного решения пока нет.
Это стало причиной высокой конкуренции за зеленые мегаватты и привело к снижению капитальных затрат в ветровой и солнечной энергетике на 50–60% от предельного уровня, считает директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев. Низкая инвестиционная активность в секторе гидрогенерации подтвердила, что действующий порядок малоприменим для ГЭС, говорит эксперт: «Сроки и стоимость предпроектных изысканий здесь сильно выше, чем по СЭС и ВЭС, это серьезно повышает риски и отпугивает инвесторов».
Стоимость солнечной и ветровой электроэнергии кратно сократилась за последние 8–10 лет – например, в США примерно на 80% за счет интенсивного развития технологий, говорит руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Алексей Хохлов. По оценкам Bloomberg New Energy Finance, c 2014 по 2017 г. в солнечную и ветровую энергетику в мире инвестировалось более $250 млрд каждый год – за этот период общий объем инвестиций составил более $1 трлн.
Стоимость производства электроэнергии в России на основе ВИЭ по-прежнему высокая. В 2018 г. по результатам отборов проектов ВИЭ было достигнуто существенное снижение заявляемого участниками размера капитальных затрат, но затраты на возмещение доходности остаются самым значимым компонентом, удорожающим итоговую стоимость 1 кВтч, говорит Хохлов.
Для развития ВИЭ в России следует усилить меры государственной поддержки, а не финансировать исключительно за счет рынка, считает Хохлов. Также, по его мнению, следует развивать микрогенерацию, например через предоставление налогового вычета для компенсации части затрат (30% стоимости) на установку накрышных панелей населением и малым бизнесом (миллион солнечных крыш – это уже 5 ГВт солнечной генерации). Перейти от логики ДПМ (солнце и ветер по своей природе не могут гарантировать предоставление мощности) к аукционам с фокусом на стоимость 1 кВтч, а также подготовить и реализовать программу системных мер по снижению себестоимости электроэнергии на основе ВИЭ в России, отмечает он.