ММК проведет цифровую трансформацию бизнеса
Это должно позволить ему остаться эффективным при низком спросе на стальВ 2019 г. Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) Виктора Рашникова планирует реализовать 25 проектов в сфере цифровизации. В 2020 г. компания начнет выполнять пятилетнюю стратегию цифровизации, которую производитель стали разработает до конца года совместно с Deloitte. «ММК сформирует портфель проектов, определит финансирование. Компания должна четко понимать, какие технологии и какие проекты необходимы для цифровизации ключевых бизнес-процессов», – сказал «Ведомостям» директор «ММК-информсервиса» Вадим Феоктистов. По его словам, это повысит эффективность предприятия и позволит ему стать более конкурентоспособным на рынке.
Основные эффекты от применения цифровых технологий находятся в производстве, а ключевыми технологиями в перспективе 5–10 лет на металлургическом предприятии станут математические модели и цифровые двойники, уверен Феоктистов. В ММК уже три года работает группа математического моделирования и системно-аналитических исследований, приводит пример топ-менеджер. Она разработала и внедрила на предприятии несколько моделей, работающих на технологиях big data и искусственных нейронных сетей. Пока они направлены на оптимизацию работы с сырьем и первого передела. Вклад первого передела в себестоимость стальной продукции составляет около 80%, подчеркнул представитель ММК. Так, например, успешно работает модель оптимизации поставок и потребления угольного сырья, продолжает Феоктистов. Она прогнозирует, сколько сырья необходимо поставить на предприятие, какого это сырье должно быть состава, чтобы в итоге получить кокс требуемого качества. В 2018 г. комбинат сэкономил более 500 млн руб. благодаря использованию этой модели, рассказал представитель ММК. Модель работает в компании с февраля 2017 г. и является собственной разработкой ММК. Она основана на анализе данных работы коксохимического и доменного производств с 2011 г., добавил он. Модель рассчитывает оптимальное количество, качество и стоимость угольного сырья в соответствии с тем, какими характеристиками должен обладать произведенный из этого сырья кокс. Аналогичная модель разработана и для управления поставками железорудного сырья и производством чугуна, сказал представитель ММК.
Еще один пример применения математического моделирования на предприятии – проект «Снайпер». Это модель рекомендательного сервиса по снижению расхода дорогостоящих материалов при выплавке стали, пояснил Феоктистов. Планируется, что рекомендации по расходу дорогостоящих компонентов будут применяться при производстве 90% марочного сортамента стали, говорит он. «Но необходимо учитывать и человеческий фактор: люди, конечно, не саботируют технологии, но присутствует элемент недоверия к системе», – подчеркивает топ-менеджер ММК.
«Индустрия 4.0 – закономерное явление. Цифровые технологии доросли до такого состояния, когда хранение и обработка данных стали доступными, быстрыми и дешевыми», – заключает Феоктистов. Диджитализация позволяет стальным компаниям использовать значительный накопленный объем информации для сокращения затрат, расширения продуктовой линейки и сохранения устойчивого качества продукции, согласна аналитик Fitch Ratings Юлия Бучнева.
По мнению эксперта, российские металлургические компании сосредоточились на оптимизации процессов, устранении узких мест, модернизации производства, так как возможностей экстенсивного роста внутри страны у них нет: «В условиях низких темпов роста экономики потребление стали в России в среднесрочной перспективе вряд ли будет значимо расти». Кроме того, стальные компании, не полностью обеспеченные собственным сырьем, страдают также от высоких цен на железную руду и коксующийся уголь на фоне снижения цен на стальную продукцию, продолжает Бучнева. «В таких условиях вопрос сокращения затрат наиболее актуален», – говорит она. В материалах ММК сказано, что с 2016 по 2018 г. проекты по повышению эффективности, в том числе и цифровые, позволили компании сэкономить $251 млн.
Стратегия цифровизации бизнеса дополнит программу модернизации производственных мощностей ММК, рассуждает эксперт. До 2023 г. ММК планирует завершить пять крупных инвестиционных проектов стоимостью $1,6 млрд: реконструкцию стана горячего проката, строительство новых аглофабрики, коксовой батареи, доменной печи и паровой турбины. Проекты по повышению операционной эффективности с помощью цифровых технологий обычно не требуют больших инвестиций и при этом дают быстрый эффект и быстро окупаются, продолжает Бучнева. «Кроме того, российские производители отстают от мировых по производительности труда. А цифровая трансформация даст возможности для ее повышения», – заключает эксперт.
Конкуренты ММК – НЛМК и «Северсталь» – также вкладываются в новые технологии. Так, например, экономический эффект, полученный НЛМК благодаря внедрению новых систем моделирования и анализа данных, составит порядка 200 млн руб., оценивал директор по математическому моделированию и анализу данных компании Анджей Аршавский (из интервью TAdviser). В пример Аршавский приводил новую систему контроля за расходом ферросплавов. Кроме того, в 2017 г. НЛМК совместно с немецкой SAP создал свою лабораторию инноваций.
Рост инвестиций в развитие новых технологий – часть новой стратегии «Северстали». Последние четыре года инвестиции в информационные технологии и цифровизацию выросли в 4 раза, рассказывал «Ведомостям» IT-директор «Северстали» Сергей Дунаев. В ближайшие несколько лет затраты на эту сферу будут расти на 20–25% ежегодно. Сейчас компания направляет примерно 7% капитальных затрат в диджитал-проекты, рассказывал в интервью «Ведомостям» гендиректор «Северстали» Александр Шевелев. В 2019 г. компания планирует направить на капитальные затраты $1,4 млрд. Получается, из них $98 млн пойдет на проекты, связанные с цифровой трансформацией. Если ежегодно эта цифра будет расти хотя бы на 20%, то в 2023 г. инвестиции в цифру вырастут до $200 млн.