Авиакомпания «Волга-Днепр» рискует лишиться грузовых самолетов «Руслан»
Решение Киевского суда об аресте лайнеров может быть исполнено в других странахПодольский районный суд Киева 28 мая по ходатайству главного управления национальной полиции Киева арестовал и запретил эксплуатацию пяти гражданских транспортных самолетов Ан-124-100 «Руслан» российской авиакомпании «Волга-Днепр». Об этом рассказал представитель юрфирмы «Ильяшев и партнеры», представляющей производителя «Русланов», украинский концерн «Антонов». «Ведомости» ознакомились с решением суда, представитель «Ильяшев и партнеры» подтвердил его подлинность. Дело с таким номером было рассмотрено 28 мая, говорится на сайте Подольского суда, ходатайство об аресте имущества удовлетворено.
Решение принято в рамках уголовного дела по ст. 281 УК Украины – нарушение правил воздушных полетов, которые создали опасность для жизни людей или другие тяжкие последствия. Также согласно решению любым третьим лицам (аэропортам, авиавластям) запрещены любые действия, направленные на посадку/взлет этих пяти «Русланов» (регистрационные номера RA-82068, -82078, -82045, -82046 и -82077).
Ан-124-100 «Руслан» – самый большой серийный грузовой самолет в мире, «Волга-Днепр» Алексея Исайкина – их крупнейший в мире эксплуатант, у нее в собственности 12 таких судов. «Русланы» могут перевозить уникальные грузы, «Волга-Днепр» выполняет заказы ООН и других международных организаций. До 2016 г. «Волга-Днепр» и «Антонов» имели совместное предприятие (СП), которое эксплуатировало их общий парк «Русланов» (у «Антонова» было семь лайнеров). В 2016 г. украинский концерн заявил, что выходит из СП, предупредив: по истечении ресурса самолеты «Волга-Днепра» потеряют летную годность и их эксплуатация будет запрещена.
«Назначенный ресурс – изобретение советского авиапрома. У Boeing и Airbus такого понятия нет. Советские разработчики устанавливали ресурс для типа судна (у «Руслана» 50 000 летных часов), когда он истекает, производитель его продлевает», – рассказывали топ-менеджеры двух авиакомпаний.
«Антонов» готов продлевать ресурс для судов «Волга-Днепра», это источник дохода, но власти Украины запрещают, говорит топ-менеджер концерна. «Волга-Днепр» ищет выход и пытается продлить ресурс через аффилированную немецкую компанию, добавляет собеседник.
«Ресурс пяти арестованных «Русланов» продлила немецкая AMTES GmbH. По остальным судам «Волга-Днепра» после истечения их ресурса также будут направляться материалы в суд», – обещает представитель «Ильяшев и партнеры». Ресурс судна может продлевать только разработчик. Росавиация 8 декабря 2017 г. выдала AMTES сертификат разработчика самолета «Руслан», говорится на сайте ведомства. AMTES входит в группу «Волга-Днепр», согласно сайту российской авиакомпании.
По мнению «Антонова», следствия и суда, действия Росавиации и AMTES незаконны, а допуск этих самолетов к полетам нарушает требования летной годности ICAO, говорит старший партнер «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко. Представители «Волга-Днепра» и «Антонова» на запросы не ответили, представитель Росавиации от комментариев отказался.
Решение суда может быть исполнено в странах, с которыми Украина имеет соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным и гражданским делам, это может осложнить работу «Волга-Днепра», сказал партнер юрфирмы Eberg Aviation Consulting Артур Эберг. С ним согласны управляющий партнер Debevoise & Plimpton Алан Карташкин и адвокат Forward Legal Александр Филатов. Таких стран десятки, в том числе США, Китай, Канада, Германия, Франция, Великобритания, ОАЭ – «документы для исполнения принятого решения в иностранных юрисдикциях будут подготовлены в течение 1–2 месяцев», сулит представитель «Ильяшев и партнеры».
Два «Руслана» «Волга-Днепра», по данным ресурса flightradar24, не летают уже больше года. Остальные 10, в том числе пять арестованных, совершают полеты в основном между Россией и странами Северной Америки, Европы и Азии. Важные города маршрутной сети – Лейпциг, Ницца, Нью-Йорк, Хьюстон, Анкоридж и Эверетт.
«В других странах исполнение решения украинского суда не будет автоматическим. Каждый раз надо будет обосновывать арест, иностранные судебные процессы потребуют серьезных расходов. К тому же ресурс воздушного судна – наследие советских авиационных правил, и «Волга-Днепр» может строить на этом линию защиты: доказывать, что истечение ресурса не снижает летную годность самолета и не является основанием для ареста или приостановки эксплуатации», – рассуждает Карташкин. «Антонов» выступает в процессе лишь заявителем, исполнения в других странах будут добиваться власти Украины в рамках межгосударственных поручений, говорит Филатов.