Компания Глеба Франка поможет ВЭБу построить лесохимический комбинат за 140 млрд рублей

Они создадут холдинг, который объединит лесопромышленные активы
Сергей Савостьянов / ТАСС
Сергей Савостьянов / ТАСС

ВЭБ и компания Rockwell Capital Глеба Франка создадут холдинг для проектов в лесопромышленной отрасли, сообщила госкорпорация в пятницу на Петербургском форуме.

Rockwell Capital обеспечит консолидацию уже существующих активов, а также строительство новых высокотехнологичных производств и возьмет на себя операционное управление активами. Решения о распределении долей пока нет, говорят представители ВЭБа и Rockwell Capital.

Первым совместным проектом может стать строительство в Красноярском крае лесохимического комбината мощностью 900 000 т целлюлозы в год – на базе 100%-ной «дочки» ВЭБа, «Краслесинвеста». Инвестиции составят 140 млрд руб., срок строительства – 2020–2025 гг. Завод будет специализироваться на экспортных поставках в страны Азии, прежде всего в Китай.

ВЭБ «готов выступить в качестве ключевого финансового инвестора», говорится в его сообщении. Сколько он вложит, а сколько партнер – не известно. Представитель Rockwell Capital не стал это комментировать. ВЭБ, по словам его представителя, «рассматривает различные варианты проектного финансирования».

Партнеры намерены совместно реализовать и другие проекты в Сибирском и Дальневосточном округах. Какие именно – они не уточняют. В лесоперерабатывающей отрасли ВЭБ является кредитором ряда компаний – СТОД, Апшеронского ПДК, УК «Мекран», «Сиблеспроекта», «Азиялеса», «Аркаима», БЦБК, перечисляет представитель госкорпорации. Ранее ВЭБ заявлял, что помимо строительства ЦБК в Красноярском крае ему интересно создание лесопромышленного кластера на Дальнем Востоке, где у него есть заемщики, наладить там целлюлозно-бумажное производство.

Компания Rockwell Capital принадлежит Франку, зятю бизнесмена Геннадия Тимченко. Франк известен по инвестициям в рыбную отрасль – он владеет Русской рыбопромышленной компанией. Интерес к лесопереработке представитель Rockwell Capital объясняет хорошими перспективами отрасли в целом и целлюлозного производства в частности (спрос на эту продукцию в странах АТР растет). Rockwell Capital «обладает опытом управления промышленными активами в области возобновляемых ресурсов», добавляет он.

Интерес к строительству новых ЦБК в России есть и у других компаний. Председатель совета директоров и совладелец группы «Илим» Захар Смушкин в апреле в интервью «Ведомостям» не исключил строительства нескольких ЦБК, а также участия в проектах, заявленных другими игроками в России. «Мы знаем эти проекты, со всеми в контакте, но считаем, что главный принцип – корейский, т. е. опора на собственные силы, – говорил он. – ВЭБ, например, может выступить финансовым партнером, мы изучаем их проект на базе «Краслесинвеста». Но нужно учитывать возможную токсичность ВЭБа из-за санкций – мы же российско-американская компания».

Segezha Group, как и ВЭБ, интересуется вариантом создания целлюлозного производства в Красноярском крае мощностью до 1 млн т беленой целлюлозы в год. Холдинг ищет соинвесторов. «В целлюлозно-бумажной я вижу возможность строительства в России нескольких ЦБК и существенного наращивания экспорта целлюлозы в конкуренции с финскими, канадскими предприятиями, у которых себестоимость сырья выше, – объяснял год назад «Ведомостям» президент Segezha Group Михаил Шамолин. – Если финны имеют себестоимость сырья на воротах предприятия $40–45, то мы в Красноярском крае сможем получить $25–30. И эта разница реально имеет огромное значение».

Крупнейший в мире производитель березовой фанеры «Свеза» хочет построить целлюлозный комбинат мощностью 1,3 млн т в год в Вологодской области. Сейчас есть очень сильный дисбаланс в потреблении древесины, рассказывал гендиректор «Свезы» Анатолий Фришман в марте. В отрасли используется фанкряж (нижняя часть дерева), пиловочник и потребление растет большими темпами, а баланс (верхняя часть дерева), низкосортная древесина, практически не используется, говорил он.

Интерес ВЭБа к партнерству с компанией Франка, равно как и с другим промышленником, связан, скорее всего, с желанием повысить эффективность управления производством, ведь эта функция банку не свойственна, считает гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев​. Интерес Франка к новому для него бизнесу он объясняет тем, что лесная промышленность – отрасль с хорошим экспортным потенциалом. Инвестировать в нее сейчас модно, добавляет Богатырев. При этом бизнесмен с помощью ­ВЭБа решает вопрос финансирования, а впоследствии может претендовать и на долю в активах, продолжает эксперт. Риски, связанные с нахождением ВЭБа в западном санкционном списке, не помешают, считает Богатырев: они не важны на основном экспортном рынке – Китае.

Сергей Савостьянов / ТАСС