Москва может войти в десятку самых привлекательных для туристов городов Европы
Для этого надо радикально упростить выдачу виз и сделать доступным авиасообщение, считает консалтинговая компания BCGК 2025 г. Москва имеет все шансы войти в топ-10 самых посещаемых городов в Европе. Благодаря этому туристическая выручка увеличится более чем вдвое до 1,5 трлн руб., туристический поток – в 1,4 раза до 31,8 млн прибытий в год, в том числе до 5,9 млн человек из дальнего зарубежья. Такие расчеты приводят аналитики Boston Consulting Group (BCG) в исследовании «Красота среди бегущих: Москва на мировой карте туризма».
Для достижения этих показателей необходимо выполнить несколько условий. Среди них создание агентства Visit Moscow, которое бы отвечало за продвижение всех видов туризма и налаживало сотрудничество с ключевыми участниками рынка; упрощение визового режима – от безвизового до выдачи электронных виз или виз по прилете; повышение доступности авиасообщения, включая стимулирование новых авиамаршрутов в Москву и создание условий для развития лоукостеров; развитие гостиниц и других средств размещения; повышение качества обслуживания, в том числе уровня владения иностранными языками.
Авторы исследования отмечают, что за последние годы облик Москвы кардинально обновился, создается комфортная среда. Длина пешеходных улиц с 2011 г. увеличилась в 5 раз, и по этому показателю город находится на 7-м месте в мире, а по доле парков от площади города – на 2-м, с 2013 г. в городе стало в 4 раза больше станций велопроката.
Москва – одна из самых недооцененных мировых столиц с точки зрения туристической привлекательности, говорит представитель комитета по туризму Москвы. Одна из причин, по его словам, – недостаточность информации о Москве: «Европейцы почти ничего не знают о нас, из-за чего готово к нам поехать лишь 15%». При этом, по результатам совместного исследования компании JLL и Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) за 2019 г., российская столица вошла в международный рейтинг городов, которые в ближайшем будущем могут стать новыми местами притяжения туристов со всего мира, городу присуждена категория «восходящей звезды» – он готов к туристическому буму, приводит данные собеседник «Ведомостей».
У Москвы очень большой туристический потенциал – уже сегодня это бренд, поэтому продвижение города среди потенциальных иностранных путешественников необходимо, соглашается советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин. При этом, по его мнению, основными пунктами в реализации туристического потенциала города остаются виза и доступность авиасообщения. «Основа крупнейших туристических мегаполисов – небогатые туристы, которые живут в хостелах и арендуют квартиры, и для них эти два вопроса ключевые», – рассуждает он. Решение визового вопроса может сгенерировать такой потенциал роста пассажиропотока, что появление новых перевозчиков, в том числе лоукостеров, станет неизбежным, указывает директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Сейчас граждане 18 иностранных государств могут по электронным визам въезжать в регионы Дальнего Востока без права покидать их. С 1 июля эксперимент распространится на Калининградскую область. Министр экономического развития Максим Орешкин уже попросил президента России Владимира Путина ввести и в Москве и Санкт-Петербурге в качестве пилота механизм электронных виз.
«Москва – в числе мировых мегаполисов, обладающих уникальными культурными, образовательными, развлекательными возможностями», – говорит представитель столичного комитета по туризму, поэтому сейчас основная задача, на которой нужно сфокусироваться городу, – продвижение и маркетинг.
В остальном, по мнению опрошенных «Ведомостями» экспертов, уровень гостеприимства в Москве высокий. Москва – уже один из самых развитых с точки зрения гостиничного сегмента городов как России, так и мира, напоминает руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Сushman & Wakefield Марина Смирнова: «Основной показатель неразвитости этого направления – среднегодовая загрузка гостиниц. В Москве для качественных объектов она достигает 70%, что говорит об отсутствии какого-либо дефицита». В России в целом и в особенности в Москве довольно высокий уровень обслуживания и навыков персонала в сфере гостеприимства, отмечает исполнительный директор Restcon Андрей Петраков. В Москве сервис, качество и разнообразие блюд и отношение к гостям в ресторанах намного лучше, чем в США и Европе, уверяет совладелец ресторанов «Мясо & рыба» Сергей Миронов.