Производитель самолета Sukhoi SuperJet 100 оценен в 45 млрд рублей

«Гражданские самолеты Сухого» станут частью компании гражданского авиастроения стоимостью свыше 100 млрд рублей
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС; входит в холдинг «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАК), которая занимается выпуском пассажирского ближнемагистрального лайнера SSJ100, оценена в 44,8 млрд руб., рассказали «Ведомостям» три человека, близких к ОАК. Оценка проводилась с целью объединения гражданских активов ОАК в единую авиастроительную компанию: ГСС и две небольшие специализированные компании «ОАК – центр комплексирования» и «Новые гражданские технологии» присоединятся к корпорации «Иркут».

«Иркут» принадлежит ОАК на 95,7% и торгуется на Московской бирже, он был оценен для объединения в 56,8 млрд руб., сообщала корпорация 27 мая. Это на 14% больше, чем «Иркут» стоил на закрытие торгов в тот день.

Гражданское авиастроение России, таким образом, оценено примерно в 100 млрд руб., резюмируют два собеседника в ОАК. ГСС всегда была непубличной компанией, это первая оценка ее стоимости. Разработанный компанией SSJ100 – первый гражданский самолет, созданный с нуля в России. SSJ100 поставляются авиакомпаниям с 2011 г., в 2011–2018 гг. ГСС выпустила 178 лайнеров. Но все годы операционной деятельности ГСС были убыточными, суммарный убыток с 2011 по 2018 г. по МСФО составил около 95 млрд руб.

«Оценка ГСС проводилась не доходным методом. Компания владеет ценными активами: только в разработку SSJ100 было вложено порядка 150 млрд руб., огромные средства затрачены на сборочное производство SSJ100 на заводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ, выпускает также боевые истребители, входит в ОАК. – «Ведомости»)», – объясняет человек, близкий к ОАК.

«Оценку активов для объединения проводили независимые оценщики с учетом показателей и планов компаний», – говорит представитель ОАК, не раскрывая детали. Трансформация призвана повысить эффективность и объединить ресурсы по продвижению на рынок и послепродажному обслуживанию российских гражданских самолетов, а в перспективе унифицировать конструкторские решения, проводить системное импортозамещение и оптимально использовать производственные мощности, добавляет представитель ОАК.

После создания единой гражданской компании ОАК планирует продать контрольный пакет в ней госбанкам, в будущем планируется привлечь и частных инвесторов. Это должно также вывести гражданскую «дочку» из-под западных санкций, которые наложены на ОАК. «Основные претенденты на вхождение в капитал – Сбербанк, ВТБ и ВЭБ. Переговоры с ними идут», – говорит человек, близкий к ОАК. Представитель ВТБ эту тему не комментирует, представитель ВЭБа на запрос не ответил. Мы таких переговоров не ведем, заявил представитель Сбербанка. Мы считаем, что в перспективе создаваемая компания может быть привлекательна для сторонних инвесторов, предпочитающих вкладывать, например, только в гражданские проекты, сказал представитель ОАК.

«Иркут» сейчас выпускает истребители Су-30 и учебно-боевые самолеты Як-130, а также занимается сертификацией разработанного среднемагистрального лайнера МС-21. Старт поставок МС-21 авиакомпаниям запланирован на 2021 г. Параллельно с ростом выпуска МС-21 военное производство на «Иркуте» будет сворачиваться.

«Участие в гражданской компании для госбанков было бы делом государственной важности, а не коммерческим бизнес-проектом», – отмечает директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. ГСС владеет правами на SSJ100, есть заказ на 100 таких лайнеров со стороны «Аэрофлота», рост мирового парка этих судов повысит доходы ГСС от постпродажного обслуживания. Также банки через советы директоров могли бы повысить эффективность работы гражданской компании, рассуждает Пантелеев.

Максим Стулов / Ведомости