UC Rusal просит проверить, оправданна ли цена модернизации ТЭС

Без конкурса работа стоит почти в девять раз дороже, чем по конкурсу
Маргарита Рябинкина / Ведомости
Маргарита Рябинкина / Ведомости

UC Rusal попросила зампреда правительства Дмитрия Козака проверить стоимость наиболее дорогих проектов модернизации ТЭС, которые правительство предложило одобрить без конкурса: удельные капитальные затраты в этих проектах значительно выше, чем максимум, достигнутый на конкурсе. Об этом говорится в письме, которое UC Rusal отправила Козаку 28 мая. «Ведомости» ознакомились с копией документа, его достоверность подтвердил представитель UC Rusal.

Станции должны быть модернизированы по договорам о предоставлении мощности (ДПМ), которые гарантируют инвесторам возврат средств с фиксированной доходностью. Затраты на строительство и прибыль генерирующих компаний оплачивают промышленные потребители – и они неоднократно выступали за удешевление программы. Всего в 2022–2024 гг. планируется модернизировать около 11 ГВт. Модернизация большей части мощностей разыграна на конкурсах, победителям которых гарантирована прибыль в 14%. Судьбу 1,7 ГВт мощности определит правительственная комиссия.

Заседание комиссии назначено на 29 мая. В материалах к нему, разосланных Минэнерго в понедельник, говорится, что всего для участия в отборе были поданы заявки общей мощностью 10,155 ГВт, но заявленным критериям отвечают только проекты на 1,783 ГВт. Представитель Минэнерго подтвердил «Ведомостям» эту информацию.

В первой ценовой зоне критериям отвечают проекты модернизации Пермской ТЭЦ-9 (два энергоблока на 190 МВт) и Ижевской ТЭЦ-2 (125 МВт) «Т плюса», а также энергоблоков на Автовской ТЭЦ (236 МВт) ТГК-1 (входит в «Газпром энергохолдинг»), Краснодарской ТЭЦ (450 МВт) «Лукойла», Нижнекамской ТЭЦ (195 МВт) «Татнефти» с установкой ПГУ, блока на 50 МВт на Невинномысской ГРЭС «Энел Россия» итальянской Enel и на 130 МВт на Смоленской ТЭЦ-2 «Квадры».

Во второй ценовой зоне в программу модернизации могут попасть Красноярская ТЭЦ-1 (два блока 160 МВт) и ТЭЦ-3 (185 МВт) Сибирской генерирующей компании (СГК, подконтрольна СУЭК Андрея Мельниченко), а также Иркутская ТЭЦ-6 (65 МВт) «Иркутскэнерго» (подконтрольна En+).

Эти проекты стоят в общей сложности 63,5 млрд руб., или 49% общей цены модернизации в 2022–2024 гг., пишет UC Rusal. Во второй ценовой зоне вне конкурса обновят проекты, цена которых составляет 67% всей сибирской модернизации. Почти половина денег здесь уйдет на строительство нового блока на принадлежащей СГК Красноярской ТЭЦ-3. Модернизация 1 кВт на этой станции будет стоить энергорынку 124 115,4 руб. Это почти в два раза больше, чем предельные капитальные затраты на модернизацию ТЭС в конкурсном отборе, пишет UC Rusal: в отличие от открытого конкурса при отборе на правительственной комиссии не определены предельные затраты на строительство, и приоритет могут получить дорогостоящие проекты, которые проходят по другим критериям. Если такие проекты отбираются, возврат капитальных затрат осуществляется по принципу «сколько попросят», пишет UC Rusal.

Письмо официально не пришло, однако в аппарате Дмитрия Козака его видели, сказал представитель вице-премьера. Он отметил, что UC Rusal сможет поднять этот вопрос на заседании комиссии.

Заявка Сибирской генерирующей компании оформлена в соответствии с установленными требованиями, сказал представитель компании. По его словам, стоимость мероприятий по модернизации рассчитывалась специализированной проектной организацией, и расчеты уже представлены в «Совет рынка» и в Минэнерго.

Удельные капитальные затраты в проектах дополнительного отбора могут в 8,7 раза превысить показатели проектов, прошедших по конкурсу во второй ценовой зоне, и в 3,2 раза – в первой ценовой зоне, посчитали в Сообществе потребителей энергии. Подобные предложения как минимум требуют аудита, говорит представитель ассоциации.

При правительственном отборе сделан фокус на экологию и увеличение производства тепла, а не уменьшение инвестиций, поэтому отбираемые проекты будут дороже, рассуждает аналитик Moody’s Юлия Прибыткова – и выражает надежду, что это позволит привлечь инвестиции «в реально востребованные потребителями мощности, что не всегда происходило в предыдущей программе ДПМ».

Правительство вправе само определять критерии отбора, делать акценты на тепло, инновации и экологию, считает и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр. И хотя вся программа модернизации нацелена на привлечение наиболее дешевых инвестиций, важны и вторичные цели – производство тепла, внедрение инновационных технологий, локализация производства энергооборудования и др., полагает Скляр.

Представитель Минэнерго не ответил на запрос «Ведомостей».

Маргарита Рябинкина / Ведомости