Госхолдинг ОСК не успевает построить новые паромы для связи Сахалина с материком

Контракт на них стоимостью почти 10 млрд рублей он получил от правительства без конкурса
Амурский судостроительный завод очень сильно сорвет сроки строительства двух паромов для связи Сахалина с материком/ Игорь Агеенко / РИА Новости

Амурский судостроительный завод, входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), очень сильно сорвет сроки строительства двух паромов для связи Сахалина с материком, рассказали два человека, близких к Минтрансу, и человек, знающий об этом от менеджеров Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Каждый паром стоит 4,9 млрд руб. ГТЛК заказала их на деньги, полученные от бюджета и Фонда развития Дальнего Востока (5,5 млрд и 4,3 млрд руб. соответственно).

Контракты с заводом ГТЛК заключила в конце 2016 г., в декабре этого года паромы должны быть сданы. По оценке ГТЛК, на конец I квартала один паром не был готов и на 20%, а второй – меньше чем на 10%, рассказал человек, близкий к Минтрансу, сдать их Амурский завод сможет только в 2022 г., т. е. на три года позже плана. Сроки строительства первого парома будут сорваны минимум на год, а второго – еще сильнее, говорит другой собеседник «Ведомостей», близкий к Минтрансу.

Представитель ОСК подтвердил, что госхолдинг просит заказчика перенести сроки строительства паромов: первого судна – на 2020 г., второго – на 2021 г. Сейчас степень готовности паромов, по его словам, не превышает 30%, окончательное решение пока не оформлено. Сроки строительства и стоимость паромов установлены в постановлении правительства о выделении денег на них, и ГТЛК, по словам ее представителя, не может сама их менять. По постановлению правительства, ГТЛК на 100% профинансировала производство паромов, подчеркивает он.

Сначала ГТЛК в 2016 г. выбирала исполнителя на открытом конкурсе, в нем участвовал и Амурский завод, но проиграл частной верфи, которая предложила немного лучшие условия, в том числе цены и банковских гарантий, рассказывает человек, близкий к Минтрансу, не называя эту верфь. Но в декабре 2016 г. вице-премьер по развитию Дальнего Востока Юрий Трутнев провел совещание, на котором было решено поддержать бедствующий Амурский завод и отдать ему заказ, продолжает он. На портале госзакупок указано только, что Амурский завод получил контракты на паромы как единственный поставщик без конкурса, о других претендентах информации нет. Отдать заказ Амурскому заводу Трутнева просили региональные власти, уверяет федеральный чиновник. В 2015–2018 гг. суммарный чистый убыток завода составил 14 млрд руб.

Представитель Трутнева не ответил на вопросы «Ведомостей».

200 пассажиров

составляет вместимость каждого из паромов, которые строит Амурский судостроительный завод. Длина каждого судна – 131 м, ширина – 20 м. Они также смогут перевозить 32 ж/д цистерны общей массой 94 т

«Транспортная доступность Сахалина и Курильских островов сегодня является одной из основных проблем региона <...> на переправе Ванино (Хабаровский край) – Холмск (Сахалин) работает три парома, созданных в 1980–1990-е гг.», – сетовал губернатор Сахалина Валерий Лимаренко в феврале. Для решения вопроса федеральные власти в лице ГТЛК и разместили заказ на новые паромы, цитировал Лимаренко портал Sakhalin.info.

Согласно информации на портале госзакупок, за срыв сроков Амурский завод должен будет платить компенсацию – 0,04% от стоимости парома за каждый день начиная с 31-го дня просрочки. Максимальный штраф не может превышать 10% от стоимости парома, т. е. всего не более 980 млн руб.

Сроки сорваны из-за санкций против завода, утверждает представитель ОСК: пришлось менять оборудование, искать других поставщиков, увеличивать сроки контрактов. Есть также проблема с кадрами в регионе, признает он. Амурский завод попал под санкции после подписания контрактов с ГТЛК, ему, в частности, пришлось искать альтернативных поставщиков двигателей, а в России они не производятся, говорит и человек, близкий к Минтрансу. Санкции повлияли, но есть и другая причина – чрезмерно длительные и сложные процедуры принятия решений внутри ОСК, уверены два собеседника, близких к Минтрансу. Сейчас в правительстве обсуждается, как устранить препятствия для реализации этого проекта, замечает федеральный чиновник.

В России опыт строительства паромов имеет частный Невский судостроительно-судоремонтный завод, который сейчас строит три парома для линии Усть-Луга – Балтийск, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, но было политическое решение отдать контракт Амурскому заводу. Срыва сроков можно было ожидать, так как завод находится в плохом финансовом состоянии, имеет неэффективные избыточные мощности и не имеет опыта в таких проектах, рассуждает Бурмистров, теперь из-за переноса сроков может потребоваться и дополнительное финансирование.