Saudi Aramco прекратила переговоры об участии в СПГ-проекте «Новатэка»

Госкомпанию из Саудовской Аравии не устроил предлагаемый ей пакет в «Арктик СПГ – 2»
В декабре 2017 г. Халид аль-Фалех прилетел на запуск первой очереди «Ямал СПГ» (на фото справа вместе с министром энергетики России Александром Новаком)
В декабре 2017 г. Халид аль-Фалех прилетел на запуск первой очереди «Ямал СПГ» (на фото справа вместе с министром энергетики России Александром Новаком) / Reuters

Длившиеся более полутора лет переговоры о вхождении Saudi Aramco в новый СПГ-проект «Новатэка» «Арктик СПГ – 2» прекращены, сообщили «Ведомостям» четыре близких к разным сторонам потенциальной сделки человека. «Сделки больше нет, потому что «Новатэк» отдал ее [долю] Китаю», – объясняет один из них. Saudi Aramco не устроили предлагаемые «Новатэком» условия сделки, также саудитов беспокоили потенциальные санкционные риски, добавляет другой собеседник «Ведомостей».

«Новатэк» не комментирует ход конкретных переговоров, – сообщил представитель российской компании. – Как мы говорили ранее, мы ведем обсуждения с потенциальными партнерами, которые завершатся в первом полугодии 2019 г.». В Saudi Aramco не ответили на запрос «Ведомостей».

Возможность заключить контракт на покупку СПГ с «Арктик СПГ – 2», не имея доли в проекте, тоже вызывает вопросы. «Это зависит от предложения [которое может сделать «Новатэк»]», – говорит один из собеседников «Ведомостей». С Россией конкурируют США, «их предложение пока побеждает», подчеркивает он, но не уточняет, какие конкретно условия Saudi Aramco предлагают американцы и поступало ли предложение из России.

«Арктик СПГ – 2» – второй крупный проект «Новатэка» по сжижению газа на базе месторождений полуостровов Ямал и Гыдан. Первый завод в Арктике – «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн т в год компания достроила с опережением сроков на год и вывела на проектную мощность в конце 2018 г. Партнерами «Новатэка» в нем стали китайские CNPC (20%), Silk Road Fund (9,9%) и французская Total (20%), а общая стоимость проекта составила около $27 млрд. Предполагается, что производительность «Арктик СПГ – 2» будет еще выше – около 20 млн т СПГ в год, ожидаемая стоимость проекта – $20–21 млрд.

О возможном участии Saudi Aramco в проекте стало известно еще полтора года назад. Впервые об этом сообщила Financial Times со ссылкой на министра энергетики России Александра Новака в октябре 2017 г. В декабре того же года министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалех, не побоявшись 20-градусного мороза, прилетел в Сабетту на запуск первой очереди «Ямал СПГ». «Это большой проект, – сказал ТАСС чуть позднее аль-Фалех об «Арктик СПГ – 2» и подчеркнул: – Он станет частью газовой стратегии Aramco».

Кроме Saudi Aramco интерес к новому проекту «Новатэка» проявляли Total, CNPC, японские компании и корейская Kogas, говорил предправления «Новатэка» Леонид Михельсон. Он подчеркивал, что «Новатэк» планирует продать иностранным партнерам суммарно не более 40% в «Арктик СПГ – 2». «У каждого партнера свое видение доли участия, и все зависит от того, какие предложения мы будем получать», – объяснял Михельсон в интервью «Коммерсанту».

Обязывающее соглашение о покупке первых 10% «Арктик СПГ – 2» (исходя из оценки общей стоимости проекта в $25,5 млрд) было подписано с Total в мае 2018 г.

Осенью генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев говорил, что Saudi Aramco готова инвестировать в проект около $5 млрд, а аль-Фалех называл возможность этих инвестиций «близкой к достижению». Исходя из суммы сделки с Total это эквивалентно чуть менее 20%.

Позднее аль-Фалех сообщал, что саудиты претендуют на 30% в проекте. Исходя из названной Дмитриевым цифры и параметров сделки с Total это предполагало, видимо, существенный дисконт к оценке проекта. «Saudi Aramco настроена серьезно, – цитировал аль-Фалеха «Интерфакс». – Что я вам скажу: не важно, случится [сделка с] «Арктик СПГ – 2» или нет, Saudi Aramco будет основным мировым участником газового рынка».

25 апреля «Новатэк» сообщил о подписании соглашений об условиях вхождения в «Арктик СПГ – 2» с китайскими CNODC (100%-ная «дочка» CNPC) и CNOOC. Обе компании получат по 10% «Арктик СПГ – 2» «на тех же условиях», что и Total. А вчера, 22 мая, Saudi Aramco сообщила, что договорилась с американской Sempra LNG об условиях 20-летнего контракта на покупку 5 млн т СПГ в год с первой фазы проекта Port Arthur LNG и покупке 25%-ной доли в нем.

Саудовская Аравия рассматривает возможность наращивания импорта СПГ, чтобы высвободить больше нефти для экспорта и перевести электростанции на газ, говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. В планах увеличить долю газа в производстве электроэнергии с 50 до 70% к 2030 г., а его добычу удвоить, говорит аналитик IEA по газовым рынкам Гергей Молнар. Но даже с ростом добычи переход на газовую генерацию может потребовать импорта СПГ в объеме до 15–20 млн т год, прогнозирует Маринченко.

«У такой крупной компании, как Saudi Aramco, очевидно, имеется интерес к приобретению значительных долей в новых бизнесах. Крупные компании привыкли играть по-крупному», – рассуждает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. Это подтверждает и сделка с Sempra LNG, в рамках которой саудиты получат 45% СПГ с первой фазы проекта Port Arthur. В случае строительства всех заявленных очередей проект станет одним из самых крупных в мире: 45 млн т в год, напоминает Белова.

Saudi Aramco – огромная компания, не факт, что ей интересны маленькие доли в проектах, согласен Маринченко. Но у подобных сделок может быть и политическая подоплека. Пакт ОПЕК+ заключался во многом благодаря усилиям России. «Многие ожидали, что Саудовская Аравия станет активнее инвестировать в российские проекты, – говорит эксперт. – По какой-то причине этого пока не происходит».

Отказ Saudi Aramco от участия в «Арктик СПГ – 2» не означает закрытия газового рынка Саудовской Аравии для ямальского СПГ, считает Белова. Данный проект «Новатэка» может стать одним из самых конкурентоспособных новых активов по сжижению газа в мире. А поскольку компания стремится увеличить продажи газа в перевалочных пунктах Камчатки и Мурманска, то у ямальского СПГ велик шанс попасть на Ближний Восток, пусть даже не под российским флагом, рассуждает Белова.

В декабре 2017 г. Халид аль-Фалех прилетел на запуск первой очереди «Ямал СПГ» (на фото справа вместе с министром энергетики России Александром Новаком)