Операционный директор «Магнита» Артем Смоленский уйдет из компании
Идет перераспределение полномочий между президентом Яном Дюннингом и гендиректором Ольгой НаумовойОперационный директор и член правления «Магнита» Артем Смоленский уходит из компании, сообщили «Ведомостям» два его знакомых и два человека, близких к торговой сети. Смоленский сказал «Ведомостям»: «Я не комментирую слухи». Пресс-служба «Магнита» не ответила на запрос.
Смоленский пришел в «Магнит» из X5 Retail Group, где руководил региональной сетью и центральным дивизионом «Пятерочки». Из X5 он ушел в мае 2018 г. вместе с отвечавшей за кадры «Пятерочки» Татьяной Князевой – сейчас она директор по кадрам «Магнита».
Оба пришли в «Магнит» вслед за гендиректором Ольгой Наумовой. Она в 2014–2018 гг. руководила «Пятерочкой», которая смогла обновить формат и вернуться к росту – это вновь вывело Х5 в лидеры российской розницы. Та же задача стоит перед Наумовой и в «Магните»: вернуть лидерство.
Новая команда разработала стратегию развития и план трансформации «Магнита». Основной формат – магазины у дома – предполагалось обновить, расширить предложение клиенту и привлечь новую аудиторию. Гипермаркеты – перезапустить в виде супермаркетов с «атмосферой открытий» (дегустации, новинки, скидки и т. д.). Рассматривалась идея запустить и небольшие магазины по 100–200 кв. м, рассказывала Наумова в интервью «Ведомостям» осенью 2018 г.
Но в январе 2019 г. «Магнит» объявил о назначении президентом и членом правления бывшего гендиректора «Ленты» Яна Дюннинга. Предполагалось, что топ-менеджмент будет подотчетен Наумовой как гендиректору и председателю правления, а гендиректор – президенту и совету директоров. Дюннинг сосредоточится на стратегии и отношениях с инвесторами, Наумова – на текущем бизнесе.
Поначалу рынок позитивно воспринял назначение опытного топ-менеджера, но в неофициальных беседах и инвесторы, и аналитики, и сотрудники компании сомневались, смогут ли два лидера успешно работать в одной команде. И, похоже, сомневались не зря.
Рынок рассчитывал, что процесс формирования команды «Магнита» более-менее окончен, отмечает старший аналитик «Атона» Виктор Дима, но теперь очевидно: ротация продолжается и это не позитивная новость для компании. У инвесторов не было уверенности в том, что текущая структура руководства «Магнита» (при которой у компании фактически два руководителя. – «Ведомости») – это стабильная конструкция. «Не исключено, что некоторые инвесторы более осторожно относятся к «Магниту» именно из-за того, что не понимают, насколько устойчиво и эффективно может работать текущая структура руководства ритейлера», – рассуждает Дима.
Смоленский считался правой рукой Наумовой в «Магните», говорит сотрудник компании. Приводит своих людей и Дюннинг. В мае на должность директора по корпоративным отношениям и устойчивому развитию бизнеса «Магнита» пришла Анна Мелешина, которая последние несколько лет работала в Coca-Cola, а до этого – в «Ленте» вместе с Дюннингом.
Кто займет должность операционного директора в «Магните», собеседники «Ведомостей» не сказали. Один из них говорит, что должность может занять человек из команды Дюннинга – выходец из «Ленты», но кандидата не называет.
Фактически идет процесс перераспределения полномочий между президентом и гендиректором «Магнита», комментирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, это ожидаемо и будет сопровождаться изменениями в топ-менеджменте. «На начальном этапе «Магнит» декларировал разделение стратегического руководства (президент) и операционного (гендиректор), но все понимали, что Дюннинга не устроила бы позиция, где он не мог бы влиять на ключевые операционные решения и действия компании», – рассуждает Бурмистров. Инициатором ухода Смоленского можно считать Дюннинга, который сейчас нацелен на усиление команды и на то, чтобы сбалансировать ее, сделав более комфортной для себя работу с ней, говорит эксперт. Сейчас в правлении есть менеджеры, которые не показывают выдающихся результатов, а трансформация «Магнита» идет медленнее, чем предполагалось, констатирует Бурмистров.
Пока «Магниту» не удалось резко улучшить результаты. В I квартале 2019 г. он сократил чистую прибыль более чем в 2 раза – до 3,5 млрд руб. – из-за роста эффективной налоговой ставки до 22,5% против 21,1% годом ранее «в связи с увеличением доли расходов, не подлежащих вычету». Чистая розничная выручка ритейлера за I квартал 2019 г. выросла на 8,9% до 310,6 млрд руб. Продажи конкурента растут заметно быстрее: чистая розничная выручка X5 за I квартал выросла на 15,3% до 404 млрд руб.
Позитивные изменения в показателях «Магнита» есть, отмечает Дима: выручка растет, безусловно, на ней сказывается обновление магазинов, но также нельзя забывать об ускорившейся с начала года инфляции. Пока уверенности в том, что этот рост не разовое явление, нет, отмечает аналитик: рынок ждет главного признака улучшения ситуации – заметного роста покупательского трафика, пока же компания продолжает его терять.