Московский комбинат шампанских вин приостановил производство
Игристые вина проигрывают рынок более дешевым винным напиткамПроизводство на 2019 г. приостановлено в связи с реконструкцией предприятия, говорится в отчете Московского комбината шампанских вин (МКШВ) за 2018 г. Это подтвердил председатель совета директоров комбината Магомед Талаев: розлив остановлен в ноябре, реконструкция будет завершена «примерно до конца года».
МКШВ в 2013 г. входил в тройку крупнейших производителей игристых вин, по данным ЦИФРРА, в прошлом году занял шестую строчку среди производителей игристых вин. Свою долю на рынке МКШВ оценивает в 5%. Среди его игристых – «Российское шампанское», «Московское элитное». Мощность – 56 млн бутылок в год, но выпуск на порядок меньше, он падает несколько лет. В 2018 г. производство и продажи сократились почти вдвое – до 3,9 млн и 4,3 млн бутылок. Убыток в 2018 г. вырос почти вдвое до 296 млн руб. Крупнейшие акционеры МКШВ – Ибрагим Магомедов (почти 25% акций), Андрей Туркенич (25%), Григорий Черников (6%) и Талаев (2,8%).
Цель реконструкции – эффективнее использовать производственные площади, говорится в отчете. Сейчас основное производство размещено в трехэтажном здании площадью 38 000 кв. м, говорит Талаев, из-за сокращения продаж последние годы не все линии и площади используются. Решено оставить под розлив шампанского один этаж, мощность сократится до 10–20 млн бутылок.
Рынок игристых вин падает вместе с доходами населения, растет доля фальсификата и винных газированных напитков, сокращается число дистрибуторов, пишет в отчете МКШВ. За 2015–2018 гг. он сократился на 28% до 16,9 млн дал, по данным Ассоциации производителей игристых вин. Винные газированные напитки дешевле и вытесняют производителей настоящего шампанского, говорит Талаев: массовый потребитель не отличает такую продукцию – на этикетке нет обозначения категории напитка, а бутылка оформляется под шампанское. При этом на игристые вина действует минимальная розничная цена в 164 руб., а на винные напитки она не установлена – их можно купить по 100 руб., конкурировать с ними производителям настоящего игристого невозможно, добавляет директор Ассоциации производителей игристых вин Алан Соколов.
Это не помешало группе «Абрау-Дюрсо» в 2018 г. увеличить продажи на 17% до рекордных 38,8 млн бутылок. Ее преимущество – сильный бренд и большие инвестиции в маркетинг, объясняет Соколов, слабые бренды проигрывают дешевой продукции. Представитель «Абрау-Дюрсо» на вопросы не ответил.
Помочь рынку может регулирование: надо повысить акциз на винные газированные напитки с 18 до 36 руб. (до уровня шампанского), ввести минимальные розничные цены (МРЦ) и информировать покупателя на этикетке, что это не шампанское, говорит президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. «Мы работаем над принятием постановления, которое дает право устанавливать МРЦ на более широкий перечень алкогольной продукции. Целесообразность их установления по каждому виду будет обсуждаться потом», – говорится в ответе Минфина на запрос «Ведомостей».
В «Магните» продажи игристых вин не падают, а в «Карусели» стабильно растут, говорят представители сетей, отмечая быстрый рост продаж винных газированных напитков из-за их дешевизны.
МКШВ распродает запасы и до окончания реконструкции планирует производить свои бренды на заводах партнеров, сообщил Талаев. На освободившихся площадях комбината будут выпускаться воды, соки, продукты и др.