Новый этап торговой войны США и Китая может привести к падению цен на сырье
Для российских промышленных компаний это может обернуться падением экспортной выручки в среднесрочной перспективеВ начале мая торговая война США и Китая разгорелась с новой силой. Президент США Дональд Трамп грозит Си Цзиньпину введением 25%-ной пошлины на импорт китайских товаров стоимостью $500 млрд, т. е. практически на весь китайский импорт в США. 10 мая уже вступили в силу 10%-ные пошлины на товары из Китая стоимостью $200 млрд в год. Следом, 11 мая, Трамп дал указание начать процесс повышения таможенных пошлин на импортируемые из Китая товары стоимостью еще на $300 млрд. Пекин ответил введением пошлин в размере 5–25% на импорт из США стоимостью $60 млрд. Они начнут действовать с 1 июня.
Мировые рынки остро отреагировали на обострение противостояния двух крупных экономик. Эскалация торговой войны привела к падению китайского фондового рынка, курса юаня, цены на нефть опускались ниже $70 за баррель в начале мая. Российский рынок также негативно отреагировал на китайско-американский конфликт: индекс Московской биржи снижался, рубль дешевел по отношению к евро и доллару.
На новый виток конфликта отреагировал даже помощник президента Андрей Белоусов. Решение США повысить пошлины на ряд товаров из Китая негативно отразится на экономике России, передавал ТАСС слова чиновника 9 мая. По его мнению, эскалация торговой войны с высокой вероятностью приведет к снижению темпов развития всей мировой экономики, а также к оттоку капитала с развивающихся рынков. Для России решение Вашингтона опасно еще и тем, что оно может вызвать непредсказуемые колебания курса российской валюты, считает Белоусов.
Одним из последствий торговой войны станет снижение цен на сырье и металлы на мировом рынке, что негативно скажется на российских металлургических и горнодобывающих компаниях, большинство из которых ориентированы на экспортные рынки, сходятся во мнении эксперты. Перспективы торговых переговоров США с Китаем ухудшаются, особенно на фоне скандала с Huawei Technologies, когда американская администрация запретила компаниям из США продавать компоненты и технологии китайскому концерну и 70 связанным с ним компаниям-сателлитам. Рынок негативно реагирует на эти новости. Ситуация смешанная и неопределенная, пишут аналитики BCS Global Markets в ежедневном обзоре рынка металлургии и добычи. По итогам 2018 г. Китай поставил в США товаров на сумму $539 млрд. Из них 5% пришлось на продукцию из металлов. В реальности цифра гораздо больше, подчеркивает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов: Китай уже давно экспортирует стальную продукцию в США через третьи страны. Всего США импортировали в 2018 г. 35,4 млн т стальной продукции.
Одной из контрмер Китая в ответ на повышение пошлин США стало ослабление юаня, подчеркивает аналитик Райффайзенбанка Ирина Ализаровская. С помощью слабой национальной валюты Китай будет компенсировать негативный эффект пошлин на свой экспорт в США. В то же время слабый юань не будет способствовать росту внутреннего потребления и снизит импорт, продолжает эксперт. «Это приведет к снижению цен на сырье, в том числе уголь, железную руду и металлы. Это неблагоприятно для наших сырьевых экспортоориентированных компаний», – заключает Ализаровская.
Самый пессимистичный сценарий – введение США пошлин на $500 млрд китайских товаров, безусловно, приведет к падению на рынке черных и цветных металлов и товаров долгосрочного промышленного спроса, уверен Худалов. Падение цен, скорее всего, будет в пределах 10–20%, до $400–500 за 1 т стального проката, прогнозирует эксперт. При текущем курсе рубля российские производители сильно от этого снижения не пострадают, но экспортная выручка, конечно, сократится, говорит он.
По мнению Худалова, основная проблема будет связана с необходимостью перенаправлять экспортные потоки. Если китайские производители проката примут решение не экспортировать свою продукцию в США с пошлинами, на рынке появятся новые объемы стали. Европейские рынки защищены от роста поставок китайской стали, а вот на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки конкуренция может значительно возрасти: китайская сталь начнет вытеснять сталь других производителей, замечает Худалов.
Возможно, исчезновение с североамериканского рынка металлопродукции из Китая приведет к пересмотру пошлинной политики США в отношении других стран, размышляет он. Очевидно, что цены на стальные продукты на рынке США резко вырастут: наращивать производство в США слишком дорого. «70% сталелитейных мощностей в стране – электросталеплавильные, т. е. работают на ломе. А он сейчас очень дорогой», – говорит Худалов. Цена 1 т лома черных металлов достигает $300. В таких условиях американские власти могут принять решение о смягчении ввозных пошлин для других стран. В итоге география мировой торговли сталью может существенно измениться, заключает он. Однако на все эти катаклизмы и изменения рынку потребуется примерно полгода, полагает Худалов. Так что влияние очередного торгового конфликта США и Китая, вероятнее всего, не будет долгосрочным.
Компании не спешат разделить пессимизм экспертов. Представитель «Северстали» отметил, что незамедлительного эффекта от усугубления торговой войны на российский рынок стали компания не ждет. Тем не менее любые торговые ограничения долгосрочно имеют негативные последствия на рынки, заключил он.
Торговые войны США и Китая, как и ограничение Китаем импорта австралийских углей, выгодны для российских угольщиков, замечает собеседник «Ведомостей» в крупной горнодобывающей компании. Снижение конкуренции на китайском угольном рынке дает российским компаниям хорошую возможность нарастить поставки в регион, говорит он.
Трагедии на рынке не произойдет: китайская и американская экономики не исчезнут из-за эскалации торгового конфликта, а текущих уровней потребления хватит для поддержания спроса на рынке даже при нулевом росте, рассуждает топ-менеджер другой крупной горнодобывающей компании. «Уголь пока невозможно заменить, так что цены на него не будут сильно колебаться. Цены на медь будут расти, но это связано с дефицитом металла на рынке и недостаточными инвестициями в новые месторождения, а не с торговой войной», – перечисляет собеседник. Что касается падения юаня, то оно будет контролируемым, так как Китаю нужно продолжать торговлю с другими партнерами, кроме США. «Сдвиги цен, которые будут, ожидаются в пределах временных спекуляций, не более», – заключает он. Представители «Мечела», «Металлоинвеста», ММК и НЛМК от комментариев отказались. Представитель УГМК не ответил на запрос.
Торговая война между Вашингтоном и Пекином началась летом прошлого года, с введения встречных пошлин на импорт. В декабре лидеры обеих стран заключили торговое перемирие на 90 дней. Но его срок истек 1 марта, а попытки заключить за это время новое торговое соглашение к результату не привели.