Суд Лондона решил заморозить активы Антипинского НПЗ на 225 млн евро

Крупнейшему независимому нефтепереработчику грозит банкротство
Высокий суд Лондона 30 апреля постановил заморозить активы Антипинского НПЗ на сумму 225 млн евро по иску VTB Commodities Trading
Высокий суд Лондона 30 апреля постановил заморозить активы Антипинского НПЗ на сумму 225 млн евро по иску VTB Commodities Trading / Антипинский НПЗ

Высокий суд Лондона 30 апреля постановил заморозить активы Антипинского НПЗ (входит в группу «Новый поток» Дмитрия Мазурова) на сумму 225 млн евро по иску VTB Commodities Trading («дочка» ВТБ), сообщило агентство Reuters со ссылкой на документ. Это также следует из решения Арбитражного суда Мурманской области, куда позже обратилась структура ВТБ с целью добиться исполнения решения британского суда на территории России.

Суд Лондона предписал заморозить имущество, активы Антипинского НПЗ, нефтепродукты или запасы нефти на борту принадлежащего «Новому потоку» танкера Polar Rock, в хранилищах в порту Мурманск, в железнодорожных цистернах на пути в этот порт, а также на территории самого завода.

Лондонский суд также заморозил денежные средства на двух банковских счетах в Сбербанке, указано в документе.

До окончания слушания дела ответчик – Антипинский НПЗ не должен без согласия VTB Commodities Trading продавать вакуумный газойль другим компаниям. Слушание по делу назначено на 15 мая.

В то же время трейдинговая «дочка» ВТБ просит российский суд принять предварительные обеспечительные меры – наложить арест на нефтепродукты Антипинского завода на сумму 197 млн евро. Это долг завода с учетом процентов перед структурой ВТБ, который возник за непоставку уже предоплаченного товара, указывает истец. Нефтепродукты сейчас находятся на борту или поставляются на борт танкера Polar Rock, подчеркивает VTB Commodities Trading, но опасается, что в последующем они могут быть проданы третьим лицам. 6 мая Арбитражный суд Мурманской области в удовлетворении требований трейдеру отказал, у него есть месяц на обжалование.

Антипинский НПЗ в Тюменской области – крупнейший российский независимый НПЗ. Его мощность – до 9 млн т нефти в год, глубина переработки – около 98%. В прошлом году у НПЗ начались финансовые трудности, из-за большого долга ему порой не хватало денег на закупку нефти.

«К сожалению, ряд трейдеров без объяснения причин прекратили финансировать поставки нефтепродуктов и начали недружественные по отношению к заводу действия, некоторые трейдеры предпринимают действия по аресту грузов, – говорит человек, близкий к одной из сторон конфликта. – Это привело к фактической остановке деятельности завода».

В этом году заводу были предъявлены требования о взыскании задолженности на сумму более 1 млрд руб., указано в решении Арбитражного суда Мурманской области. «У кредиторов есть понимание, что завод будет обанкрочен», – говорит собеседник, близкий к одному из кредиторов компании.

В конце апреля НПЗ сообщил о намерении обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом. 8 мая кредиторы – структура Сбербанка ООО «СБК» и Московский кредитный банк (МКБ) уведомили, что также подадут заявления о банкротстве завода.

«Сбербанк крайне обеспокоен сложившейся ситуацией и заинтересован в сохранении работоспособности завода и его коллектива, – сказал представитель банка. – В сложившейся ситуации Сбербанк, так же как и иные кредиторы, вынужден использовать предусмотренные законом инструменты для защиты своих прав».

Представитель «Нового потока» от комментариев отказался. Обращение в арбитражный суд МКБ объясняет защитой своих интересов как кредитора. Тем не менее банк намерен рассматривать возможности сохранения завода, говорит представитель МКБ. Его коллега из ВТБ 12 мая не ответил на запросы «Ведомостей».

«Вероятность банкротства завода велика», – говорит управляющий партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Рустам Курмаев. В ходе конкурсного производства предприятие может быть выставлено на торги. Но возможны и иные сценарии – финансовое оздоровление или заключение мирового соглашения с кредиторами. «Решение о судьбе завода будут принимать его крупнейшие кредиторы», – заключает Курмаев.