Сервис Gett рассчитывает привлечь инвесторов будущего IPO прибылью

Но для технологических компаний это не главное
Сервис заказа такси Gett хочет привлечь инвесторов к IPO прибылью
Сервис заказа такси Gett хочет привлечь инвесторов к IPO прибылью / Андрей Гордеев / Ведомости

Gett сообщил, что за последние 12 месяцев продал акций и взял кредитов на $200 млн – этих денег должно хватить до первичного размещения акций. В сумме учтены и инвестиции, объявленные в прошлом году: Access Industries Леонарда Блаватника, фонды Baring Vostok, Vostok New Ventures, Volkswagen Group, Da Vinci и другие акционеры сервиса выделили ему $90 млн в два этапа, в июне и сентябре. По данным кипрского реестра, с сентября в головной компании GT Gettaxi Limited не появилось новых крупных акционеров, а старые существенно не наращивали доли. В сервис инвестировали все акционеры, сообщил его основатель Дейв Вайсер, но не уточнил, кто и сколько вложил.

Основанный в Израиле Gett работает в Великобритании, Израиле и России, а также в США – под брендом Juno. Про возможность IPO Gett Вайсер говорит не первый раз, к примеру в марте (передавал ТАСС): «Мы оставляем за собой эту возможность [провести IPO], в том числе и в 2019 г.».

Теперь представитель Gett сказал, что размещение может состояться в начале 2020 г.: «Наш четкий путь к прибыльности, а также сосредоточенность на корпоративных перевозках – главное, что отличает нас в глазах инвесторов [от конкурентов], и это открывает нам возможность для IPO уже в I квартале 2020 г.».

Gett сообщает, что хочет впервые получить прибыль до расходов на выплату процентов, налогов и амортизации (EBITDA) в IV квартале 2019 г. В декабре 2018 г. убыток сервиса, по его данным, на всех рынках присутствия составлял $3,5 млн. Другие финансовые показатели Вайсер раскрыть отказался.

Вайсер прежде говорил, что прибыль появится в январе – марте 2019 г. Но затем Gett существенно снизил цены в России, и Вайсер объяснил: «Это удешевление сдвинуло точку выхода на прибыль с I на IV квартал этого года».

Крупнейший российский сервис заказа такси «Яндекс.Такси» не ответил на вопрос, заметил ли он снижение цен у Gett. Представитель сервиса «Ситимобил» сообщил, что компания следит за конкурентами и держит одни из самых низких цен на поездки.

«Инвесторы пристально смотрят на Uber и Lyft, поэтому мы решили раскрыть наши цифры», – объяснил свою откровенность Вайсер. Первая из названных им компаний проводит IPO сейчас, вторая – провела в апреле. Оба сервиса убыточны, но в разы крупнее Gett.

Uber в проспекте к размещению предупредил: «Мы еще не прибыльны, но, даже если со временем доходы превысят прямые расходы, мы не обязательно достигнем прибыльности и удержим ее».

Gett, считает Вайсер, выглядит иначе, чем конкуренты: «У нас другая бизнес-модель – она сосредоточена на корпоративном сегменте и сейчас представляется единственно возможной для прибыльности». Корпоративные заказы, уверяет Вайсер, приносят значительно больше половины выручки Gett; но какова в точности эта доля, он не сказал.

Прибыль – не самое главное, что волнует участника IPO технологической компании, что подтверждают и последние сделки, комментирует управляющий директор «ТКБ инвестмент партнерс» Владимир Цупров. Гораздо важнее, считает он, станет ли компания лидером на своем рынке в перспективе условных 10 лет или хотя бы войдет в топ-2 либо топ-3. Нет смысла покупать даже прибыльную технологическую компанию, если у нее нет высоких шансов занять лидирующие позиции. И то, что она лидер в какой-то одной нише, не играет роли, полагает Цупров: «Если инвесторы поймут, что максимум, на что может рассчитывать Gett, – 3-е место на российском рынке, вряд ли ее бумаги вызовут большой интерес».

По данным департамента транспорта Москвы, за 2019 г. доля Gett на московском рынке, крупнейшем в стране, снизилась на 0,1 процентного пункта и составила 9,4%, сообщало RNS. У «Яндекс.Такси» – 56,5%, у «Ситимобила» – 24,5%.

«Яндекс.Такси» также планирует стать публичной компанией. «Я не знаю, произойдет ли это в 2019 или 2020 г., но это произойдет», – цитировал «Прайм» в начале 2019 г. операционного и финансового директора «Яндекса» Грега Абовского. Представитель «Яндекса» в ответ на вопросы «Ведомостей» об IPO просто пересказал, что на эту тему уже говорили топ-менеджеры интернет-компании.

Сервис заказа такси Gett хочет привлечь инвесторов к IPO прибылью