Зачем российским металлургам промышленный туризм

Их цели – профориентация молодежи и привлечение туристов в регионы
Металлургические компании активно развивают промышленный туризм на своих предприятиях. Их цели – профориентация молодежи и привлечение туристов в регионы
Металлургические компании активно развивают промышленный туризм на своих предприятиях. Их цели – профориентация молодежи и привлечение туристов в регионы / ОМК

«В последние годы во всем мире активно развивается промышленный туризм, т. е. возможность посетить действующее предприятие. Такие экскурсии способствуют развитию бренда, популяризуют рабочие профессии, устраняют экологические и технологические предрассудки», – рассказал «Ведомостям» генеральный директор «Северстали» Александр Шевелев (его слова передал представитель компании).

Сама «Северсталь» (основной владелец – Алексей Мордашов) в июле планирует открыть в листопрокатном цехе Череповецкого металлургического завода (Вологодская обл.) смотровую площадку для туристов, которые в том числе смогут принять участие в туре «Широта 2000», посвященном истории металлургической отрасли. Туристы посетят Музей металлургической промышленности и увидят работу «Стана-2000» на заводе «Северстали». В цехе будет оборудована остекленная смотровая галерея высотой 10 м и протяженностью 30 м. Подобная смотровая площадка работает, например, на заводе австрийской сталелитейной компании Voestalpine, добавил собеседник «Ведомостей». По оценкам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, строительство площадки может стоить 15 млн руб. «При активном продвижении туристического продукта эти инвестиции окупятся», – уверен он.

В перспективе посещение производства «Северстали» будет доступно как в составе уже существующих туристических маршрутов по Вологодской области, городам Золотого кольца и Серебряного ожерелья России, так и в качестве самостоятельного тура выходного дня. Туры можно будет бронировать через Музей металлургической промышленности или через информационный центр для туристов, который откроется в Череповце в этом году, пояснил представитель «Северстали». Он подчеркнул, что поддерживать и продвигать посещение промышленных объектов «Северстали» будет в том числе и туристическая компания «TUI Россия» (24,9% принадлежат Мордашову). Сколько будет стоить тур «Широта 2000», представитель не сказал. Стоимость может составить от 1000 до 2000 руб. за человека, оценивает Бурмистров.

Стальное кольцо России

Завод «Северстали» – не единственный, открывший свои двери для широкой публики. Смотровая площадка, например, работает и на Михайловском ГОКе (Курская обл.) «Металлоинвеста», рассказал его представитель. На Челябинском трубопрокатном заводе (ЧТПЗ) Андрея Комарова экскурсии проводятся уже 10 лет. За это время заводы компании посетило 250 000 человек, говорит ее представитель. В 2018 г. промышленные туры запустили Объединенная металлургическая компания (ОМК) Анатолия Седых, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) Виктора Рашникова и Загорский трубный завод (ЗТЗ) Дениса Сафина.

ОМК предлагает три маршрута: туристы могут посетить линию по производству труб большого диаметра (используются для строительства магистральных газо- и нефтепроводов), литейно-прокатный комплекс и колесопрокатный цех (ОМК производит более 70% железнодорожных колес в России). Почти за 1,5 года ОМК провела 70 экскурсий, их посетило более 1000 туристов из Москвы и области, Санкт-Петербурга, Владимира и Нижнего Новгорода, говорит представитель компании: «Летом завод даже посетила группа футбольных болельщиков из Мексики. Они приезжали на матчи в Нижний Новгород во время чемпионата мира по футболу».

Сколько компания вложила в организацию промышленных туров, представитель не ответил, но отметил, что инвестиции потребовались небольшие, они включали закупку спецодежды и аудиогидов, рекламу и подготовку гидов. По его словам, промышленный туризм направлен на развитие региона присутствия: «Один турист дает работу семи специалистам в различных отраслях, турпоток помогает развивать инфраструктуру и сферу услуг малого города». В 2016–2018 гг. ОМК инвестировала в развитие Выксы 750 млн руб., привел он данные.

1000 руб.

с человека составляет стоимость тура на ОМК при формировании группы из 15 посетителей. Стоимость покрывает текущие расходы: транспорт в городе и на заводе, средства индивидуальной защиты, страховые полисы для туристов. Стоимость экскурсии на ММК для взрослых составляет 700 руб., для детей – 200 руб., туры проводятся для групп от 11 до 20 человек. Стоимость экскурсий покрывает затраты на их организацию. Завод группы «Камаз» можно посетить до 300 руб. с человека. Ряд компаний проводят экскурсии бесплатно. Например, «Фосагро», ЗТЗ и ЧТПЗ

ММК запустил туристический проект «Стальной маршрут» в октябре 2018 г. За это время на комбинате побывало несколько тысяч человек, говорит представитель компании. ММК предлагает несколько экскурсий: «Укрощение огня» (доменный цех и «Стан-5000»), «Стальная эволюция» (включает посещение научно-технического музея) и две автобусные экскурсии на промышленные площадки для детей от шести лет и подростков. Развитие промышленного туризма на ММК – имиджевый и просветительский проект, не направленный на получение прибыли, подчеркнул представитель компании.

Экскурсионный проект «Видел металлургов» ЗТЗ разработан совместно с администрацией Сергиево-Посадского района Московской области и Сергиево-Посадским музеем-заповедником, сообщил представитель ЗТЗ. Тур рассказывает о развитии промышленности в регионе от кустарных мастерских до действующего производства ЗТЗ. Объект посещает порядка 150 человек в месяц, преимущественно из региона присутствия, но компания ищет варианты выхода на московский экскурсионный рынок, добавил собеседник.

Удобрения и автомобили

Не только металлурги готовы познакомить со своим производством. Например, крупнейший производитель фосфорных удобрений в России «Фосагро» оборудовал все предприятия компании интерактивными выставочными центрами, где желающие могут наблюдать за добычей руды, ее обогащением и производством удобрений, рассказал представитель компании. «Основные процессы производства минеральных удобрений происходят в закрытом пространстве, и увидеть их невозможно, поэтому системы визуализации позволяют знакомиться с работой компании», – пояснил он. Интерактивный центр на череповецком активе компании – «Зеленая планета» – рассказывает также о почвах, синтезе химических веществ, экологии. Со дня открытия в мае 2017 г. «Зеленую планету» посетило более 35 000 человек, приводит данные представитель. Группа «Камаз», по словам ее представителя, развивает промышленный туризм уже несколько лет – совместно с правительством Татарстана и с привлечением туроператоров. На выбор предлагается три маршрута. Основной предполагает посещение литейного, моторного и автосборочного заводов с обедом в заводской столовой. Всего на таких экскурсиях уже побывало более 2000 человек, говорит представитель. Часть средств получает «Камаз» – для компенсации своих расходов. «Основная цель таких экскурсий – демонстрация изменений в производстве «Камаза» и популяризация рабочих профессий», – поясняет он.

Туры для любознательных

Школьники – самые активные посетители музеев, рассказал представитель «Фосагро», поэтому компания разрабатывает специально для них познавательные программы и курсы профориентации. Экскурсии для школьников выделены в особое направление и на ЧТПЗ: они проводятся еженедельно в рамках образовательной программы по подготовке рабочих кадров «Будущее белой металлургии», пояснил представитель компании.

Промышленные туры являются одним из инструментов профориентации школьников старше 14 лет и студентов профильных вузов, согласен представитель «Северстали». Однако компания рассчитывает привлечь в город и другие категории туристов – путешествующих в составе сборных групп, в том числе иностранных. Туры на заводы подойдут всем, кто интересуется историей промышленности и жизнью российской глубинки, уверен представитель ОМК. Индустриальный туризм – туризм для любознательных, заключает представитель ММК.

Промышленные туры – популярный тренд, который уже почти четверть века существует в Европе и активно развивается в России, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Заводы BMW, Bentley Motors, Harley-Davidson, Lamborghini, Ferrari, Coca-Cola и даже Boeing может посетить обычный турист. Стоимость экскурсии, как правило, не превышает 10 евро, а многие заводы можно посетить бесплатно, перечисляет она. По словам Тюриной, в развитии промышленного туризма заинтересована и туриндустрия: в условиях, когда показатели выездного туризма снижаются, необходимы новые ниши, одна из которых – поездки на промышленные объекты.

В подготовке статьи участвовал Владимир Штанов