«АвтоВАЗ» впервые за 10 лет получил чистую прибыль
Каждый пятый проданный в 2018 году автомобиль – Lada«АвтоВАЗ» получил в 2018 г. 5,86 млрд руб. чистой прибыли против убытка в 9,66 млрд руб. годом ранее. Это следует из отчета компании по МСФО, опубликованного во вторник, 30 апреля. Выручка выросла более чем на четверть – до 283,1 млрд руб.
Продажи выпускаемых «АвтоВАЗом» Lada выросли на 16% до 360 204 машин, а общие продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в стране увеличились на 12,8% до 1,8 млн шт. (данные Ассоциации европейского бизнеса, АЕБ). Доля Lada достигла 20%.
Сбылся прогноз гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова (госкорпорация контролирует блокпакет «АвтоВАЗа», а основной владелец завода – Renault). По итогам 2018 г. прибыль автоконцерна может составить 5–6 млрд руб., рассказывал он в интервью «Ведомостям» в декабре. «Это первая за 10 лет прибыль», – подчеркивал он.
Выйти в прибыль «АвтоВАЗу» помогли его главные акционеры, выкупив акции, а также конвертировав долги в бумаги компании на общую сумму более 100 млрд руб. В конце 2018 г. после выкупа акций у миноритариев у «АвтоВАЗа» осталось два владельца – Renault и «Ростех». Предполагалось, что «Ростех» в I квартале 2019 г. простит «АвтоВАЗу» долг более чем в 20 млрд руб. Представитель Renault не стал это комментировать, переадресовав вопрос к коллеге из «Ростеха». «Ведомости» ожидают его комментария.
Чистый долг «АвтоВАЗа» по МСФО на конец 2018 г. составил 61,5 млрд руб., снизившись за год на 27%, подсчитал аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Это произошло прежде всего за счет программы рекапитализации, а также из-за улучшения операционных показателей компании, комментирует Беспалов. Показатель EBITDA, по его оценке, в 2018 г. вырос в 2,6 раза до 22,1 млрд руб. Рентабельность по EBITDA удвоилась до 7,8% – это уже нормальный уровень для производителей легковых автомобилей, отмечает эксперт.
В первом полугодии 2019 г. СП Renault и «Ростеха» должно перерегистрироваться из Нидерландов в Россию. «На этих условиях мы принимаем участие в докапитализации «АвтоВАЗа», – пояснял Чемезов. «Переезд» пока не произошел. Вопрос обсуждается, сказал представитель Renault.
Основная задача «АвтоВАЗа» в 2019 г. – «как минимум удержать прибыльность на достигнутом уровне», говорил в феврале 2019 г. исполнительный вице-президент по финансам Алексей Бобров на совещании с руководителями подразделений компании. «АвтоВАЗ» рассчитывает также увеличить долю Lada на российском рынке, рассказывал исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу Ян Птачек.
В 2019 г. «АвтоВАЗ» может остаться прибыльным – из-за сократившегося долга и продолжающегося роста продаж, считает Беспалов. В январе – марте 2019 г. продажи Lada в России увеличились на 4%, рынок сократился на 0,3%, по данным АЕБ.