Разрабатываемый самолет Ил-96-400М будет дороже некоторых Airbus и Boeing
Лайнер подорожал примерно на 20% до 8,5 млрд рублейРазрабатываемый Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) самолет Ил-96-400М заметно подорожал, рассказали два близких к Минтрансу человека. Примерно на 20% относительно запланированной ранее цены в 7 млрд руб., говорит один собеседник. До 8,5 млрд руб., а возможно, и выше, добавляет другой. Ил-96-400М действительно оценивается сейчас в 8,5 млрд руб., подтвердил сотрудник ОАК.
Ил-96-400М – четырехдвигательный самолет. Разрабатывается как модернизированная версия Ил-96-300 – последнего созданного в СССР дальнемагистрального лайнера. Ил-96-300 поставлялись с 1993 г., последним из российских авиакомпаний отказался от их использования «Аэрофлот» – еще в 2014 г. Сейчас Ил-96-300 поставляется только в специальный летный отряд «Россия», на нем летает в том числе президент России.
Разработку модернизированной версии пролоббировал в 2016 г., будучи вице-премьером, Дмитрий Рогозин. Ил-96-400М будет отличаться от предшественника более мощным российским двигателем и удлиненным фюзеляжем, что должно улучшить экономику за счет большей вместимости. В одноклассной компоновке лайнер сможет перевезти 370 человек, сообщается на сайте входящей в ОАК компании «Ил». В двухклассной вместимость составит 350 человек, говорилось в материалах Минтранса.
Всего планировалось поставить авиакомпаниям шесть самолетов. Планы сохраняются, говорит собеседник в ОАК, возможно, с учетом опытных образцов будет произведено восемь штук.
«Мы ожидаем постройки первого серийного образца модернизированного Ил-96 в 2023 г., планом предусмотрено изготовление отдельного опытного самолета, который будет использоваться для заводских и сертификационных испытаний», – говорит представитель ОАК.
«Рано говорить о том, что цена самолетов изменилась в какую-либо сторону, поскольку конечная стоимость сформируется по итогам сертификации и переговоров с заказчиками», – продолжает представитель ОАК. Переговоры с потенциальными эксплуатантами только ведутся, пока рано говорить о коммерческих условиях, заключает он.
Цену в 7 млрд руб. ранее называл Минтранс: он просил дать из бюджета принадлежащей ему лизинговой компании ГТЛК 14 млрд руб. на авансирование двух новых Ил-96. Бесплатные деньги на закупку позволят ГТЛК устанавливать льготную лизинговую ставку и тем самым компенсировать для авиакомпаний низкую топливную эффективность самолета и его неспособность конкурировать с Airbus и Boeing, считал Минтранс.
ГТЛК даже получила деньги. Но в августе 2018 г. по решению правительства направила их на закупку другой российской техники – самолетов SSJ100, L-410 и вертолетов. Это связано с задержкой программы Ил-96, объяснил человек, близкий к Минтрансу. Ранее сборку серийных судов планировали начать в 2020 г., что означало старт поставок в 2022 или даже 2021 г.
В этом году новых субсидий на Ил-96 не ожидается, говорят два человека, близких к Минтрансу. Главным распорядителем бюджетных средств по этой программе является Минтранс, сказал представитель Минфина. Представитель Минтранса на запрос «Ведомостей» не ответил.
На сегодняшний день инвестиции в ОКР по программе модернизации составляют порядка 10 млрд руб., добавляет представитель ОАК.
Зачем тогда нужен такой самолет? Его выпуск позволит загрузить мощности завода ВАСО (входит в ОАК), сохранить компетенции в широкофюзеляжной тематике, объяснял Минтранс.
ВАСО кое-как загружен производством президентских Ил-96, смысл новой программы был в том, чтобы загрузить КБ Ильюшина, говорит собеседник в ОАК. Но уровень модернизации Ил-96-400М слишком невелик, чтобы серьезно развить компетенции КБ, добавляет он.
При цене 7 млрд руб. ($114 млн) новый Ил-96 был хотя бы самым дешевым широкофюзеляжным лайнером в мире. Но цена 8,5 млрд руб. ($131 млн) уже превышает реальную (составляет примерно половину от каталожной) цену некоторых новейших моделей Airbus и Boeing. Например, дешевле обойдутся Airbus 330-200 (примерно $120 млн, вместимость – 247 человек в двухклассной компоновке и 406 в одноклассной), Airbus 330-800 neo ($130 млн, 257 и 406) и Airbus 330-300 ($132 млн, 277 и 440). В линейке Boeing дешевле менее вместительная модель Dreamliner – 787-8 (242 человека в двухклассной компоновке). При этом Ил-96 будет по-прежнему существенно дешевле четырехмоторных Boeing 747-8 ($205 млн) и Airbus 380. Но они намного вместительнее и летают почти вдвое дальше. Правда, заказы на Airbus 380 уже не принимаются, в 2021 г. модель будет снята с производства.
«Самолет дорожает потому, что все комплектующие для него производятся, по сути, в единичном экземпляре», – говорит собеседник в ОАК. Возможно, когда он пойдет в серию, даже в такую малую, как шесть штук, удастся добиться снижения цены, отмечает он.
Ил-96 производится из российских комплектующих, а их поставщики в отличие от комплектаторов Boeing и Airbus почти все монополисты, негодует другой собеседник в ОАК. Поставщики – это и заводы самой ОАК, но в большей степени другие холдинги «Ростеха»: Объединенная двигателестроительная корпорация и корпорация КРЭТ (выпускает авионику).
Разрабатываемый Ил-96 схож по характеристикам с четырехмоторным Airbus 340, говорит ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Федор Борисов. Это семейство выпускалось 20 лет до 2011 г. Самолет был снят с производства из-за неэффективности, «но даже до его характеристик Ил-96 не дотягивает». «Этот проект не имеет рыночных перспектив, бюджету придется субсидировать как приобретение, так и операционную работу этих самолетов», – говорит Борисов. Большой проблемой будет и то, что экипаж Ил-96 состоит из трех человек, тогда как всеми современными самолетами управляют два пилота. К тому же третий член экипажа – бортинженер, а их сейчас не готовят, продолжает Борисов.
Модернизированный Ил-96 не будет интересен авиакомпаниям, категоричен гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. «Это самолет для спецструктур, которым не важен уровень расходов, – рассуждает эксперт. – Тем более не имеет смысла программа, предполагающая выпуск всего шести самолетов».