Модернизация ТЭС не решит проблему устаревшего оборудования в регионах
Больше половины отобранных проектов – в регионах с относительно молодым оборудованиемПервый отбор проектов по модернизации теплоэлектростанций (ТЭС) не решит проблемы регионов с наиболее устаревшим оборудованием. К таким выводам пришли эксперты Vygon Consulting, «Ведомости» ознакомились с их презентацией. О необходимости провести модернизацию в первую очередь в таких регионах говорил в октябре 2018 г. вице-премьер Дмитрий Козак.
В 2019 г. в России началась программа модернизации старых ТЭС по договорам предоставления мощности (ДПМ, гарантируют возврат инвестиций через повышенные платежи потребителей). К 2031 г. должно быть обновлено около 41 ГВт мощностей, сумма инвестиций оценивается в 1,9 трлн руб. Проекты будут отбираться «с учетом того, что мы должны провести конкурсы в тех регионах, где наибольшая потребность в модернизации теплоэнергетики», говорил Козак. В декабре 2018 г. Алексей Текслер, который на тот момент занимал пост первого заместителя министра энергетики, говорил в интервью «Ведомостям», что «Системный оператор» (диспетчер энергосистемы) будет отбирать проекты с учетом потребностей регионов, резервов и возраста оборудования.
Итоги первого отбора на 2022–2024 гг. показали, что эти планы не были реализованы. Из 8,6 ГВт отобранных для модернизации мощностей 5,5 ГВт находятся в регионах, где средний возраст энергетического оборудования меньше среднероссийского (33 года), указывают эксперты Vygon Consulting. После модернизации средний возраст станций в Тюменской области снизится с 27,6 до 25 лет. Энергетика Мурманской и Тверской областей, где средний возраст ТЭС превышает 50 лет, обновляться в ближайшие годы не будет. В Мурманской области работают Апатитская ТЭЦ и Мурманская ТЭЦ, принадлежащие ТГК-1 (входит в «Газпром энергохолдинг»). Крупнейшая станция Тверской области – Конаковская ГРЭС «Энел Россия». В Саратовской области, где средний возраст оборудования составляет около 45 лет, расположены четыре станции «Т Плюс». Крупнейшие станции в Татарстане (средний возраст чуть более 43 лет) принадлежат «Татэнерго». Ни одна из этих ТЭС не участвовала в отборе.
Саратовские ТЭС не могли участвовать в отборе по формальным критериям, установленным правительством, рассказал представитель «Т Плюс». Компания надеется пройти отбор в рамках правительственной квоты (до 1,65 ГВт). Компания планирует заявить объекты генерации в Перми, Ижевске, Самаре, Тольятти, Оренбурге, Ульяновске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, рассказал представитель «Т Плюс»: «Стоимость каждого из проектов модернизации составляет около 5 млрд руб. Руководители всех регионов обратились с письмами поддержки данных проектов в Министерство энергетики».
«Татэнерго» не участвовала в первом конкурсном отборе, поскольку на нем рассматривались проекты по замене элементов основного оборудования, рассказала представитель компании: «Мы планируем участвовать в отборе в рамках правительственной квоты с проектом модернизации крупнейшей станции Поволжья – Заинской ГРЭС. Замена отдельных узлов станции реального улучшения не даст, поэтому наш проект модернизации – строительство двух парогазовых энергоблоков».
«Энел Россия» заявит свои проекты для отбора в правительстве, сказал представитель компании, не раскрывая, какие именно станции она планирует модернизировать.
«Системный оператор» проводил отбор по наименьшей цене в полном соответствии с установленными критериями, сказал представитель диспетчерской организации. Представители Минэнерго и ТГК-1 отказались от комментариев.
В конкурсном отборе не было предусмотрено преимуществ для наиболее изношенных станций, а из-за высокой ценовой конкуренции в число победителей попали только проекты частичного обновления и капремонта агрегатов электростанций с низкими удельными капитальными затратами, пояснил итоги конкурса старший консультант Vygon Consulting Николай Посыпанко: «Глубина заявленной модернизации не превышает 30%, и инвестиции генераторов по новым ДПМ не намного превысят текущие программы ремонтов».
Прошедший конкурентный отбор не приведет ни к повышению топливной эффективности генерации и снижению цен на электроэнергию, ни к капитальному обновлению ТЭС, считает Посыпанко.