ФАС отказалась индексировать тарифы для «Газпрома»
Ведомство объясняет это тем, что монополия не предоставляет «прозрачные данные»Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не будет индексировать тарифы «Газпрому», пока тот не начнет предоставлять прозрачные данные, сказал руководитель ФАС Игорь Артемьев на заседании коллегии ведомства в Ялте. «С «Газпромом» пока можно не работать, потому что он свои данные нам не предоставляет. Пока «Газпром» не будет предоставлять нам свои прозрачные данные, мы не будем им индексировать вообще ни один из тарифов, пусть живет так», – цитирует Артемьева «Интерфакс».
«Газпром» и ФАС уже несколько лет не могут найти взаимопонимание в вопросе установки тарифов на транспортировку газа для независимых компаний. Монополия является собственником всех магистральных газопроводов в России: независимые компании, в том числе крупнейшие – «Новатэк» и «Роснефть», – платят «Газпрому» за прокачку газа по ним. Уровень оплаты устанавливает государство. Последний раз тариф для независимых компаний повышался в 2015 г. на 2%. «Мы предлагали вначале тарификацию 5,5%, но согласились с позицией Минэкономразвития. Мы сделали расчеты соответствующие и увидели, что «Газпрому» и так будет хорошо, согласились на 2%», – говорил тогда Артемьев (цитата по «Интерфаксу»).
В 2016 и 2017 гг. этот тариф не индексировался в принципе. В 2018 г. в социально-экономическом прогнозе Минэкономразвития закладывалось увеличение тарифа на 3,4%, но решения по этому вопросу принято не было. Отсутствие индексации может принести убыток для монополии в 17 млрд руб. по итогам 2018 г., писал в прошлом году «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. «Газпром» предоставлял в ФАС обоснование роста тарифа и рассматривал возможность подать на ФАС в суд, сообщала газета. Какой фактический убыток от заморозки тарифа 2015 г. получила компания за период с 2016 г. по настоящее время, представитель «Газпрома» комментировать не стал.
Независимые игроки, «Новатэк» и «Роснефть», напротив, выступают за снижение тарифа. «Я считаю, что скорее всего это будет нулевое повышение и, соответственно, уже два года соответствующие ставки транзита по газу будут заморожены», – говорил в июле 2017 г. Артемьев. Это создает дополнительный градиент для развития независимых производителей газа, прежде всего «Новатэка», уточнял он: «Ну и «Новатэк» активно борется за то, чтобы так оно и было». В июле 2018 г. на совещании в правительстве у вице-премьера Дмитрия Козака были согласованы общие подходы к методике расчета тарифов на транспорт газа независимых, но практического результата это пока не принесло. Представители ФАС, «Новатэка» и «Роснефти» не ответили на запрос «Ведомостей».
«ФАС в этом вопросе выступает не в качестве справедливого и беспристрастного регулятора отрасли, а играет в лоббиста интересов независимых производителей», – считает замдиректора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач. Данные, предусмотренные законодательством, «Газпром» предоставляет аккуратно, иначе бы чиновники уже обложили компанию штрафами, объясняет он. Были разговоры о разработке новой методики определения тарифа, но этот вопрос находится в компетенции ФАС и правительства, заключает эксперт.
Вопрос тарифов в том числе на транспортировку газа для независимых производителей довольно сложный, говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: нет понятной и прозрачной методики расчета издержек. «Газпром» в отчетности за 2017 и 2016 гг. показывает (по МСФО. – «Ведомости»), что деятельность по транспортировке газа умеренно убыточна, объясняет аналитик: убыток чуть более 10 млрд руб. в год. Если бы индексация проводилась, сегмент, возможно, генерировал бы незначительную прибыль, но это в любом случае меркнет на фоне той маржи, которую «Газпром» генерирует от экспорта газа за рубеж, продолжает он.
Для того чтобы обосновать необходимость роста тарифов, необходимо более подробное сегментное раскрытие, из которого было бы видно, какие реальные издержки несет «Газпром» в связи с обслуживанием трубы, считает Маринченко. Отсутствие дополнительной информации от «Газпрома», о чем говорит ФАС, не может лишать компанию права на индексацию тарифов, поскольку она в большей степени привязана к изменениям экономической ситуации, считает адвокат, советник коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Ольга Бенедская. В связи с этим обращение «Газпрома» в суд может иметь перспективы, говорит она. Но многое будет зависеть от экономического обоснования монополией необходимости индексации, добавляет Бенедская: в потенциальном судебном споре ФАС не сможет просто уйти в сторону – ведомству придется доказать, что расчеты «Газпрома» не обоснованы.