«Северсталь» будет продавать большую часть продукции в онлайне

К 2023 году компания планирует увеличить долю продаж через собственный интернет-магазин в России и СНГ до 60%
Через четыре года «Северсталь» планирует увеличить долю продаж через интернет-магазин до 60% в России и СНГ
Через четыре года «Северсталь» планирует увеличить долю продаж через интернет-магазин до 60% в России и СНГ / Владимир Смирнов / ТАСС

В 2018 г. «Северсталь» Алексея Мордашова вдвое увеличила продажи стальной продукции через онлайн-площадку в России и СНГ – примерно до 2,5 млн т. Это соответствует примерно 30% продаж. К 2023 г. компания планирует еще раз удвоить этот показатель – теперь до 50–60%, рассказал «Ведомостям» начальник управления по электронной коммерции «Северстали» Виктор Романовский.

Интернет-магазин «Северстали» существует уже три года. Инвестиции в создание онлайн-площадки Романовский не раскрывает. «Северсталь» намерена продавать свою продукцию напрямую компаниям малого и среднего бизнеса. Раньше мелкий и средний бизнес работал через менеджеров дистрибуционной сети «Северстали». Но увеличение продаж таким клиентам потребовало бы пропорционального роста штата сотрудников. «Тогда было принято стратегическое решение – часть мелких и средних заказов перевести в онлайн: увеличить клиентскую базу, не увеличивая затраты на их обслуживание», – говорит Романовский.

Но и потребности крупных клиентов в онлайн-сервисах также постоянно растут, добавил менеджер. Им важна прозрачность процессов. А онлайн-торговля как раз и дает возможность отслеживать, что происходит с заказом на всех этапах его выполнения.

Последние четыре года инвестиции в информационные технологии и цифровизацию выросли в 4 раза, добавляет IT-директор «Северстали» Сергей Дунаев. В ближайшие несколько лет затраты на эту сферу будут расти на 20–25% ежегодно.

Сейчас компания направляет примерно 7% капитальных затрат в диджитал-проекты, рассказывал осенью в интервью «Ведомостям» гендиректор «Северстали» Александр Шевелев. В 2019 г. компания планирует направить на капитальные затраты $1,4 млрд. Получается, из них $98 млн пойдет на проекты, связанные с цифровой трансформацией. Если ежегодно эта цифра будет расти хотя бы на 20%, то в 2023 г. инвестиции в «цифру» вырастут до $200 млн.

В сегменте b2b-продаж цифровая торговля имеет даже больше перспектив, чем в потребительском, уверен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Онлайн-торговля обеспечивает необходимую прозрачность, дает положительные эффекты с точки зрения маркетинга и позволяет исключить из цепочки лишние звенья дилерских сетей, рассуждает эксперт. «60% является достижимой целью для «Северстали», тем более что у ее основного владельца есть опыт в онлайн-торговле: ему принадлежит онлайн-гипермаркет «Утконос», он понимает, как работает этот бизнес», – продолжает Бурмистров.

На строительную отрасль приходится 77% потребления стали, по данным Deloitte. Председатель комитета по строительству «Опоры России» Дмитрий Котровский возлагает большие надежды на диджитализацию торговли металлом. «Возможность размещения своего заказа онлайн позволит участникам сделки и контролирующим органам отслеживать цены уже на этапе формирования технического заказа», – уверен он. Развитие онлайн-торговли позволит производителям металлопродукции сократить издержки, например, на содержание торговых домов, что в конечном итоге скажется на стоимости конечной продукции для ее потребителей. Но при этом важно, чтобы интернет-площадка не просто давала возможность разместить коробочный, стандартный заказ, а предлагала конечное решение для потребителя, отмечает Котровский.

Интернет-магазины есть у многих крупнейших сталелитейных компаний – НЛМК Владимира Лисина, ММК Виктора Рашникова, ОМК Анатолия Седых, ТМК Дмитрия Пумпянского. ЧТПЗ Андрея Комарова четыре месяца назад запустил интернет-магазин, сообщил представитель компании. НЛМК запустила онлайн-площадку в 2018 г. За семь месяцев работы магазина на его долю пришлось 8% розничных продаж компании, говорит представитель НЛМК. План на этот год – рост продаж в 3 раза. Развитие онлайн-торговли позволило НЛМК расширить географию продаж, дотянуться до покупателей с небольшим объемом заказа и повысить сервис – клиент получает всю необходимую информацию в момент оформления заказа. «Кроме того, снизилась и стоимость продаж за счет автоматизации сделки, это особенно актуально для небольших заказов, когда привлечение фронт-менеджера обходится дорого», – добавил представитель НЛМК.

В 2018 г. TMK продала в России более 10% трубной продукции через онлайн-площадку, говорит представитель компании. План на этот год – 15%. «ETrade предоставляет возможность потребителям продукции ТМК быстро и удобно оформить заказ на продукцию любого из четырех российских заводов компании, проконтролировать его выполнение, рассчитать доставку и сформировать необходимый пакет документов», – говорит представитель ТМК.

«Онлайн-площадка ОМК работает меньше года, и пока рано подводить итоги», – отметил представитель компании. Платформа рассчитана на малый и средний бизнес, пояснил он.

Но не всем потребителям стали удобны онлайн-площадки металлургов. «Уралвагонзавод» (УВЗ) не покупает сырье или комплектующие на сайтах производителей, говорит его представитель. Закупки проводятся через конкурсы на электронных торговых площадках, определяемых акционером – госкорпорацией «Ростех», что позволяет в короткие сроки получить лучшее предложение. Это гораздо эффективнее, чем сравнивать цены на сайтах того или иного поставщика, резюмирует представитель УВЗ.

Представители ММК и Evraz не ответили на запросы «Ведомостей». Их коллега из «Металлоинвеста» сказал лишь, что весной прошлого года компания опубликовала на сайте электронный каталог продукции.

Через четыре года «Северсталь» планирует увеличить долю продаж через интернет-магазин до 60% в России и СНГ