Европа стала покупать меньше российского газа
«Газпром» сообщил о снижении закачки в ПХГ из-за теплой погодыПотребность Европы в российском газе для его закачки в подземные хранилища газа (ПХГ) будет существенно ниже, чем в прошлые годы, сообщил в среду «Газпром». Компания связывает это с теплой погодой. Традиционно европейские потребители начинают пополнять свои хранилища с началом весны.
Монополия начала это делать 6 марта: на 15 апреля она закачала 1,4 млрд куб. м. Общий объем ее газа в хранилищах Европы увеличился до 6,4 млрд куб. м, говорится в сообщении компании.
В ПХГ и так достаточно газа. Всего на 22 марта в них было 38,2 млрд куб. м, это максимальный объем за семь лет, приводит компания данные ассоциации Gas Infrastructure Europe. Это почти в 2,5 раза больше, чем к началу сезона закачки 2018 г., и почти в 2 раза больше 2017 г., уточняет «Газпром». Уровень заполненности ПХГ Европы – около 42%.
В 2018 г. «Газпром» установил очередной подряд рекорд экспорта в Европу и Турцию – свыше 200 млрд куб. м. Тогда весной после аномальных морозов потребность Европы в пополнении ПХГ была высокой и стала одним из основных драйверов роста экспорта российского газа.
Текущий год, напротив, обещает быть сложным, отмечал начальник управления структурирования контрактов и ценообразования «Газпром экспорта» Сергей Комлев. За первые три месяца 2019 г. монополия, по предварительным данным, поставила на европейский рынок около 57 млрд куб. м, что на 9% меньше аналогичного периода прошлого года. Однако в апреле из-за холодной погоды падение замедлилось, сообщала компания.
В целом потребление газа в Европе в 2018 г. упало на 3,4% до 550 млрд куб. м, указывал Комлев: «Такое снижение произошло впервые после трех лет роста». Кроме теплой погоды в числе причин этого он называл увеличение поставок на европейский рынок сжиженного природного газа (СПГ).
Своими заявлениями «Газпром» довольно недвусмысленно намекает, что в этом году очередного экспортного рекорда ждать не стоит, комментирует старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Сохранить уровень в 200 млрд куб. м будет очень сложно, соглашается замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.
Экспорт упадет, как минимум, на 10–20 млрд куб. м, считает Маринченко. В том числе это будет связано с притоком в Европу СПГ, а также разнонаправленным движением цен на нефть и нефтепродукты, к которым по-прежнему привязана значительная часть контрактов «Газпрома», и спотовых цен на газ: первые с начала года росли, вторые – падали, объясняет он. Высокие остатки в ПХГ естественным образом ограничат летний спрос на импортный газ, продолжает Гривач. Но давать прогнозы о показателях экспорта достаточно сложно, так как не ясны перспективы спроса на рынке, считает эксперт. Достаточно низкие цены на газ в Европе и высокая стоимость квот на выбросы СО2, по идее, должны стимулировать переключение с угля на газ мощностей по электрогенерации, но есть и избыток СПГ на европейском рынке, которому пока больше некуда деться, объясняет он. Последний раз экспорт российского газа в Европу падал в 2014 г. на 9% до 146,6 млрд куб. м.
Тем не менее в ближайшие два года экспорт компании, вероятно, восстановится, предполагает Маринченко: рост спроса на газ в других странах абсорбирует излишки предложения, а добыча газа в Европе продолжит падать. Кроме того, у «Газпрома» есть возможность защищать свою долю рынка за счет снижения цен на газ, резюмирует он.