General Electric мешает «Звезде» заказать в России винты для газовозов

Американский партнер верфи опасается санкций
General Electric, американский партнер верфи «Звезда», может помешать заказать в России гребные винты для 15 газовозов «Новатэка»
General Electric, американский партнер верфи «Звезда», может помешать заказать в России гребные винты для 15 газовозов «Новатэка» / Юрий Смитюк / ТАСС

Верфь «Звезда» (принадлежит «Роснефти», «Роснефтегазу» и Газпромбанку) не планирует закупать у Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) гребные винты для 15 арктических газовозов, которые «Звезда» построит для проекта «Новатэка» «Арктик СПГ – 2». Об этом «Ведомостям» рассказали два человека, близких к ОСК. Хотя у 15 таких судов, построенных для «Новатэка» на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, гребные винты были единственным существенным компонентом, заказанным у ОСК, добавляет один из собеседников «Ведомостей».

Входящий в ОСК Центр судоремонта «Звездочка» отгрузил для тех первых 15 газовозов 45 винтов, каждый диаметром почти 6 м и массой под 40 т. Контракт принес «Звездочке» несколько десятков миллионов евро и загрузил производство винтов на пару лет, говорит сотрудник ОСК.

Но теперь закупить винты у «Звездочки» не дает американский партнер «Роснефти» по «Звезде» – General Electric, рассказывают собеседники «Ведомостей». В 2016 г. «Роснефть» и General Electric создали в Приморском крае СП – Завод винторулевых колонок «Сапфир», в котором 50% у сингапурской структуры General Electric, а 45 и 5% у структур «Роснефти» и «Интер РАО» соответственно (по данным сингапурского реестра). General Electric получила право накладывать вето на поставщиков некоторого оборудования для «Звезды» и не допускает закупок у находящейся под американскими санкциями «Звездочки», утверждают сотрудники ОСК. В числе этого оборудования помимо гребных винтов также движительно-рулевые колонки и подруливающие устройства. Винты придется закупать за границей, говорит человек, близкий к ОСК.

Представитель «Роснефти» от комментариев отказался. Его коллеги в ОСК и General Electric на запросы «Ведомостей» не ответили.

Наложенные на «Звездочку» в 2016 г. санкции предполагают блокировку ее активов в США, запрет на операции с собственностью в США, а также запрещают американцам сотрудничать с компанией. Сотрудничество с любой санкционной компанией – это риск, напоминает управляющий партнер Debevoise & Plimpton Алан Карташкин: принятый в 2017 г. в США закон CATSA позволяет накладывать санкции на любые компании, «совершающие существенные сделки с лицами из санкционного списка». «Вторичные санкции еще ни к кому не применялись, но конгресс постоянно требует от OFAC (управление минфина США по контролю за иностранными активами) начать это делать», – предупреждает Карташкин.

«Звезда» и «Совкомфлот» 10 апреля заключили контракт на строительство первого арктического газовоза из 15, сообщала «Роснефть». Это будет крупнейший гражданский заказ для российской верфи. Гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров оценивал, что строительство одного газовоза на «Звезде» обойдется в среднем в 25 млрд руб. Построенные в Южной Корее суда стоили примерно по 20 млрд руб.

Инвестиции в строительство «Звезды» составят 200 млрд руб., заявлял в прошлом году главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. Помимо заказа на газовозы для «Новатэка» «Звезда» уже собрала портфель из 37 заказов, в том числе 26 судов заказала сама «Роснефть».

«На начальном этапе локализация на «Звезде» будет крайне низкой – закупается судно в Корее и собирается в Приморском крае, – говорит Бурмистров. – На «Звезде» будут производиться только закладка корпуса, сборка судна, производство и монтаж винторулевых колонок». При этом мощности у завода огромные и загружены они слабо, поэтому строить оказывается дороже, чем в Южной Корее, заключает он.

General Electric, американский партнер верфи «Звезда», может помешать заказать в России гребные винты для 15 газовозов «Новатэка»