«Северный поток – 2» в третий раз меняет маршрут в Дании
«Дочка» «Газпрома» подала новую заявку на строительство газопровода в этой странеNord Stream 2 AG – оператор проекта «Северный поток – 2» подал в Датское энергетическое агентство новую заявку на строительство газопровода, сообщила компания. Это уже ее третья попытка согласовать маршрут. Дания – единственная страна, которая до сих пор не выдала разрешение на прокладку трубопровода. В новой заявке предлагается проложить трубу в исключительной экономической зоне Дании в водах южнее острова Борнхольм, говорится в сообщении.
Заявка оператора «Северного потока – 2» уже рассматривается, позднее начнется процесс экологической оценки, сказали «Ведомостям» представители Датского энергетического агентства.
Изначально «Газпром» (единственный владелец Nord Stream 2) предложил проложить трубу в территориальных водах Дании южнее острова Борнхольм, но 1 января 2018 г. страна ввела поправки в закон о континентальном шельфе Дании, где говорилось, что министерство иностранных дел страны может налагать вето на строительство газопроводов в территориальных водах по политическим основаниям. Четкого отказа по базовому маршруту от Дании до сих пор не поступило, тем не менее «Газпром» предложил еще один вариант, соответствующий текущему законодательству Дании: провести трубу в исключительной экономической зоне страны, к северо-западу от острова Борнхольм. Этот вариант также не был поддержан Данией, поэтому страна решила предложить свой маршрут, заявку на который и подала Nord Stream 2.
«Процессы получения разрешений по обеим заявкам, включавшие национальные и международные консультации с общественностью, экспертами и компетентными органами (так называемую процедуру Эспоо), показали, что оба (первые два маршрута, предложенные оператором проекта «Северный поток – 2». – «Ведомости») маршрута соответствуют техническим и экологическим требованиям, и разрешение может быть выдано по любому из них», – отмечается в сообщении.
При этом территория в исключительной экономической зоне, о которой говорится в третьей редакции соглашения, ранее была спорной между Данией и Польшей и поэтому не была доступна для разработки проектов, подчеркивает Nord Stream 2. «Договоренность между двумя странами теперь достигнута, но еще не ратифицирована Польшей», – уточняет компания.
Отсутствие ратифицированного Польшей соглашения не должно стать преградой для рассмотрения Данией российской заявки, говорит советник коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Армен Джагарян. «Что касается сроков ратификации соглашения в Польше, то здесь трудно делать прогнозы, учитывая политическую составляющую в этом вопросе». Кроме того, закон страны о международных соглашениях не устанавливает определённого срока для проведения такого процесса, добавляет он.
Как правило, процесс ратификации в разных странах занимает около года, сократить эти сроки не позволяет сложный механизм процесса, добавляет управляющий партнер адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов.
«Северный поток – 2» планируется ввести в эксплуатацию в конце 2019 г. Газопровод должен пройти по дну Балтийского моря из России в Германию и стать прямым путем для российского газа в Европу в обход Украины. «Газпром» готов начать поставки газа по трубопроводу с 1 января 2020 г., говорил в начале октября 2018 г. предправления монополии Алексей Миллер.
Еврокомиссия считает, что «Северный поток – 2» не будет готов еще несколько лет, а значит, Москва вернется к переговорам о транзите газа через Украину с 2020 г., говорил 11 апреля гендиректор генерального директората по вопросам энергетики Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт (цитата по «Интерфаксу»).
«Для Москвы сейчас главное, чтобы газопровод был достроен настолько быстро, насколько это возможно», – говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Любые задержки улучшают позицию Украины на предстоящих переговорах по продлению транзитного контракта. Это и объясняет то, что «Газпром» решил идти по пути наименьшего сопротивления и согласился на предложенный Данией маршрут, считает эксперт. «С точки зрения фактора времени это, вероятно, самое здравое решение», – добавляет он.
Разница между разными вариантами маршрутов влечет за собой увеличение сроков реализации проекта, соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Для любого из вариантов, кроме первоначального, речь идет, как минимум, о девяти месяцах, а более вероятно – о 12 месяцах, уточняет он.
Любые отклонения от первоначального маршрута трубопровода приведут к его удлинению и удорожанию, но в контексте общей стоимости проекта суммы изменения не будут очень ощутимы, считает Маринченко. Отклонение от базового, маршрута, предложенного российской стороной в первый раз, может повысить затраты не менее чем на 200 млн евро, считает Бурмистров.
Стоимость проекта оценивается почти в 10 млрд евро.