«Яндекс.Драйв» ввел фиксированные цены поездок
Такси такой подход помог нарастить бизнес: людям так психологически прощеОператор каршеринга «Яндекс.Драйв» ввел тарифы с фиксированной стоимостью поездки, сообщил «Ведомостям» его представитель Дмитрий Горчаков. При указании пункта назначения до начала поездки приложение рассчитывает цену, которую в итоге заплатит пользователь. Тариф заработал в Москве и Петербурге для части пользователей, со временем им смогут воспользоваться все, говорит Горчаков.
До сих пор «Яндекс.Драйв» работал на поминутном тарифе, цену рассчитывал алгоритм в зависимости от спроса, дорожной ситуации, времени суток и других условий. Этот тариф сохранится для поездок, где заранее нет четкого маршрута, отмечает собеседник «Ведомостей».
В новом тарифе вычислять стоимость поездки также будет алгоритм, исходя из загруженности дорог, времени поездки, поиска парковки по прибытии, спроса в месте назначения и др., говорит представитель «Яндекс.Драйва»: «Если там требуются свободные машины, поездка обойдется дешевле».
Российские операторы каршеринга по такой модели не работали. Опрошенные «Ведомостями» компании не ответили четко, планируют ли они в ближайшее время запуск тарифов с фиксированной ценой. Представитель «Делимобиля» Алена Балакирева говорит, что сервис «рассматривает различные варианты ценообразования, так чтобы клиент видел преимущества каршеринга как услуги». Ее коллега из YouDrive отмечает, что в будущем его компания планирует пересмотр тарифной политики, но как именно – не сказал. Пресс-служба BelkaCar на запрос не ответила.
С помощью фиксированных цен каршеринг «Яндекса» хочет быстрее наращивать базу пользователей, объясняет Горчаков: «Они привлекут новых клиентов, для которых важно знать стоимость поездки заранее». Вырастет число поездок на один автомобиль, а значит, и доход с машины, рассчитывает он.
Схожий путь прошли агрегаторы такси. Крупнейшие сервисы заказа такси – «Яндекс.Такси», Uber, Gett – ввели фиксированные цены в 2016–2017 гг. Это дало результат – выросло число и пользователей, и поездок, говорит представитель «Яндекс.Такси»: «Цену стали показывать до заказа машины, а людям всегда психологически проще покупать услугу, зная ее точную стоимость».
Обратная сторона медали – жалобы пользователей на непрозрачное ценообразование и разные цены на поездки, заказанные в одно время в одном месте, но с разных устройств. В 2017 г. клиентка заподозрила, что «Яндекс.Такси» назначает сумму поездки в зависимости от модели телефона, выставляя владельцам дорогих смартфонов более высокий счет. Об этом писало издание TJournal. Тогда представитель «Яндекс.Такси» уверял: цена поездки от модели телефона не зависит, а разные цены связаны со скидками.
Горчакову, по его словам, о таких претензиях пользователей к фиксированным ценам «не известно». Но, как и его коллеги из такси, он заверяет: «Тип устройства никак не влияет на цену поездок». Стоимость поездки в «Яндекс.Драйве» как в поминутном тарифе, так и при фиксированной цене рассчитает алгоритм для конкретного момента времени и конкретного автомобиля с учетом его класса. «Цена может меняться каждую секунду, так как спрос, наличие свободных автомобилей и дорожная ситуация в городе тоже постоянно меняются», – рассуждает он.
После ввода фиксированных тарифов такси рост рынка был очень бурный, хотя это не было, конечно, единственной причиной его роста, подтверждает аналитик Sova Capital Александр Венгранович. Каршеринг конкурирует в том числе с такси, а фиксированные тарифы позволят потребителю сравнивать точную стоимость поездки на цены и в каршеринге, говорит он: «Скорее всего, это обеспечит приток новой аудитории и рост спроса на услугу».
Кроме того, фиксированный тариф может стимулировать пользователей «Яндекс.Драйва» аккуратнее водить, тогда как поминутная тарификация могла подталкивать к превышению скорости, более опасному вождению, добавляет аналитик.
Эксперты ожидают бурного роста рынка каршеринга в России. По прогнозу UBS, совокупный годовой темп роста рынка в 2019–2025 гг. будет 31% в денежном выражении. «Яндекс.Драйв», по оценке UBS, – лидер российского рынка: «За девять месяцев с момента запуска «Яндекс.Драйв» стал <...> вторым по размеру игроком в Европе и третьим – в мире».
Российские пользователи каршеринга тратят на эту услугу в среднем 3469 руб. в месяц и эта сумма стабильно растет на 2% ежемесячно, говорилось в мартовском исследовании Сбербанка. Становится все больше машин, а потребитель постепенно привыкает к продукту, поясняли эксперты банка.