«Уралвагонзавод» вернется к производству инновационных вагонов
Предприятие хочет довести их долю в общем выпуске до 90%Производство инновационных вагонов на «Уралвагонзаводе» (УВЗ, входит в «Ростех») возобновится в августе 2019 г. и продлится как минимум два года. Об этом в пятницу, 5 апреля, рассказал директор департамента развития гражданской продукции УВЗ Андрей Абакумов в кулуарах конференции «Ведомостей», посвященной развитию железнодорожной отрасли. Будут выпускаться вагоны всех типов, но в основном это будут, как и сейчас, полувагоны, пояснил он. Заказчиков Абакумов не раскрыл, ссылаясь на то, что корпорация находится под санкциями.
В России инновационными называют вагоны с повышенной нагрузкой – 25 т на ось против 23,5 у обычных вагонов. Их основные производители – Объединенная вагонная компания (ОВК, выпускает только такую технику) и УВЗ. В сентябре 2018 г. выпуск инновационных вагонов на УВЗ был приостановлен. Тогда предприятие получило крупный заказ на производство обычных вагонов. А на конвейере УВЗ «достаточно проблематично» одновременно выпускать инновационные, и стандартные вагоны, объяснял «Ведомостям» представитель УВЗ: «Поэтому производство спланировано следующим образом: получили крупные заказы на один вид продукции – реализуем их, в это время формируется пакет заказов на другой».
В 2018 г. УВЗ произвел и отгрузил около 18 000 вагонов, примерно такой же объем запланирован на 2019 г., говорил в интервью РБК гендиректор «Уралвагонзавода» Александр Потапов.
«Что пользуется наибольшим, ажиотажным спросом, то мы сегодня и производим», – заметил Абакумов на конференции. По его словам, в 2020–2021 гг. на инновационную технику будет приходиться около 90% всего производства вагонов на УВЗ. Инновационные вагоны востребованы в России в том числе из-за дефицита провозных мощностей на сети РЖД, что ограничивает возможности экспорта, пояснил он. Так же считает и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Корпорация «Ростех» не так давно получила 9,33%-ную долю в ОВК. Пересматривать из-за этого выпускаемый модельный ряд не планируется, заверил Абакумов.
При стабилизации рынка перевозки угля и реализации программы развития инфраструктуры (прежде всего, БАМа и «Транссиба») проблема дефицита провозных мощностей на сети РЖД может стать неактуальной в ближайшие несколько лет, считает заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Для перевозки грузов будет достаточно обычных и уже имеющихся инновационных вагонов. У УВЗ, видимо, есть планы поставить инновационные вагоны своей «дочке» или дружественному оператору, а потом уже попытаться найти на них покупателей или арендаторов, рассуждает Савчук. Но это будет сделать сложно не только из-за снижения дефицита провозных мощностей, предупреждает он. К осени на рынке может и вовсе возникнуть профицит полувагонов – как обычных, так и инновационных. Это, в свою очередь, приведет к снижению арендных ставок у операторов, а затем – и цен на новые вагоны.
По данным «Infoline-аналитики», в IV квартале 2018 г. новые инновационные вагоны в среднем стоили в России 3,6–3,9 млн руб. без НДС. По сравнению с 2017 г. они подорожали примерно на 20% из-за цен на металлопрокат и комплектующие. Примерно настолько же выросли цены обычных вагонов – до более 2,8 млн руб.
Даже если дефицита провозных мощностей не будет, то инновационные вагоны продолжат вытеснять типовой парк из наиболее привлекательных сегментов грузовых перевозок (уголь, металл), не согласен с Савчуком Бурмистров. У инновационных вагонов экономическая эффективность выше, чем у типовых, – за счет меньших расходов на текущие и плановые ремонты, а срок службы больше – 32 года против 22, поясняет он.
В подготовке статьи участвовала Полина Трифонова