Правительство не будет навязывать «Победе» отечественные самолеты МС-21

Достаточно того, что их будет эксплуатировать материнская компания лоукостера – «Аэрофлот»
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

2 апреля вице-премьер Юрий Борисов провел совещание о возможности поставки 100%-ной «дочке» «Аэрофлота» – лоукостеру «Победа» – российских самолетов МС-21 вместо 30 судов Boeing737 Max. В совещании также участвовали президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев и замминистра промышленности Олег Бочаров, рассказали двое знакомых участников встречи.

Решили, что МС-21 не сможет стать для «Победы» альтернативой Boeing 737 Max, рассказал представитель Борисова: «Экономика лоукостера подразумевает монопарк самолетов». На совещании Савельев сообщил, что «Аэрофлот» сам будет заниматься освоением новой российской техники, рассказали двое знакомых участников встречи. А «Победа» как лоукостер пусть эксплуатирует проверенные иностранные суда, которые способны обеспечить высокий налет и низкие издержки.

Сейчас у лоукостера 24 самолета Boeing 737 NG, еще шесть придут до лета.

«Победа» уже подписала твердый контракт на поставку 20 самолетов Boeing 737 Max и соглашение о намерениях – еще на 30. Но все госкомпании с 2018 г. должны согласовывать в правительстве ввоз в страну иностранной авиатехники дороже 1 млрд руб. 30 Boeing 737 Мах стоят в зависимости от модели $1,8–2 млрд. В 2018 г. «Победа» запросила в правительственной комиссии по импортозамещению под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева разрешение на поставку 50 Boeing Max 737. Та в декабре одобрила лизинг только первых 20 самолетов. Они будут поставлены в 2019–2021 гг. Оставшиеся 30 судов «Победа» планирует получить в 2022–2024 гг., рассказал близкий к «Аэрофлоту» человек.

Но подкомиссия по оборонно-промышленному комплексу под председательством Борисова в декабре рекомендовала «Победе» рассмотреть покупку вместо Boeing 30 российских среднемагистральных судов МС-21. Вице-премьер в декабре также поручил Минпромторгу изучить, сможет ли ОАК хотя бы частично заместить этот иностранный заказ российскими МС-21, не нарушая планов «Победы» по росту парка, пояснял представитель Борисова.

Вопрос о невозможности замены Boeing на МС-21 решил аргумент экономики лоукостера. На совещании даже не обсуждался вопрос, в состоянии ли ОАК поставить 30 МС-21 Победе в 2022–2024 гг., знает участник совещания.

В 2017 г. среднесуточный налет у «Победы» составил 13,2 часа. ОАК гарантирует «Аэрофлоту» гораздо меньший налет МС-21: в первый год работы не менее 5,8 ч в сутки, во второй – не менее 7,8 ч в сутки и в третий – не менее 10,3 ч в сутки.

Федеральный чиновник и менеджер «Аэрофлота» уверяют, что поставки «Победе» были бы возможны только при переносе поставок МС-21 самому «Аэрофлоту». Но у того самый молодой парк в мире, его надо обновлять, а других заказов на среднемагистральные суда, кроме МС-21, нет.

ОАК планирует начать серийный выпуск МС-21 с 2021 г., сейчас лайнер проходит сертификацию. На него есть 175 твердых заказов, первым получателем как раз и должен стать «Аэрофлот», заказавший 50 МС-21.

Президент ОАК Юрий Слюсарь рассказывал «Ведомостям», что в первый год производства будет выпущено 10 МС-21, во второй – 20, а на полную мощность в 72 лайнера производство выйдет на седьмой год выпуска.

Впрочем, все участники совещания 2 апреля, включая руководство и Савельева, сошлись во мнении, что пока не стоит выносить на правительственную комиссию по импортозамещению вопрос о закупке 30 самолетов Boeing 737 Max, говорит представитель Борисова. Надо дождаться выяснения причин авиакатастроф с этими самолетами.

С 13 марта полеты на уже выпущенных 387 самолетах Boeing 737 Max прекращены по всему миру. Это сделано по решению регуляторов разных стран и самих авиакомпаний после крушения 10 марта самолета авиакомпании Ethiopian Airlines. Осенью похожую катастрофу потерпел другой Boeing 737 Max – малазийской Lion Air. Лайнеры останутся на земле до появления результатов расследования, оно займет несколько месяцев.

Представители ОАК, «Аэрофлота» и Минпромторга на запросы «Ведомостей» не ответили.

Дополнительные 30 судов с 2022 г. нужны «Победе» для выполнения новой стратегии, принятой «Аэрофлотом». Согласно документу, трафик лоукостера в 2023 г. должен вырасти в 3,5–4 раза: с 7,2 млн человек в 2018 г. до 25–30 млн человек. С учетом разрешенных чиновниками 20 Мах парк «Победы» к концу 2021 г. достигнет 50 судов.

У Борисова принято вполне рациональное решение, говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Лоукостеру нужен монопарк, а также низкие издержки на техобслуживание и высокий налет, что могут гарантировать проверенные иностранные самолеты, указывает эксперт.