«Севергрупп» рассказала, зачем покупает гипермаркеты «Лента»
Будущий владелец делает ставку на стирание границы между традиционным и онлайн-ритейлом«Севергрупп» Алексея Мордашова рассчитывает на высокий потенциал роста российской розницы и считает, что «Лента» – «уникальный актив для реализации этого потенциала», сообщил «Ведомостям» представитель «Севергрупп».
1 апреля крупнейшие акционеры сети гипермаркетов «Лента» – TPG Group и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – договорились продать свои доли компании «Севергрупп», суммарно 41,91%. Покупатель заплатит $3,6 за одну расписку «Ленты», таким образом, оба пакета обойдутся «Севергрупп» в $728,9 млн. Также группа выставит оферту миноритарным акционерам ритейлера: они смогут продать свои расписки на акции «Ленты» по цене $3,6 за штуку или акции по $18 за бумагу. Вся компания оценена в $1,75 млрд.
Мордашов – владелец и председатель совета директоров «Северстали». Российский Forbes в 2019 г. оценил его состояние в $20,5 млрд, поставив его на четвертое место среди богатейших бизнесменов России. Среди других его активов – крупнейший онлайн-продавец продуктов питания в России «Утконос».
«Лента» – третья по выручке розничная сеть в России после X5 Retail Group и «Магнита», которые в основном развивают более мелкие магазины «у дома» – «Пятерочку» и «Магнит» соответственно.
Бизнес-модель «Ленты» позволяет компании в будущем извлечь максимальную пользу из глобального тренда омниканальности, т. е. стирания границ между покупками в онлайне и традиционных магазинах, пояснила «Севергрупп».
Для этого, по его словам, есть несколько предпосылок. Так, «Лента» работает почти по всей стране, у нее есть разные форматы, гипер- и супермаркеты – всего 380 магазинов в 88 городах и 12 распределительных центров. Но по сравнению с ближайшими конкурентами число точек не так велико, отмечает собеседник «Ведомостей»: это делает «Ленту» более гибкой. У лидера рынка X5 на начало 2018 г. было почти 15 000 магазинов, у «Магнита» – более 18 000. Кроме того, по словам представителя «Севергрупп», у «Ленты» есть доступ к данным о клиентах с помощью программы лояльности и высококвалифицированная команда менеджеров.
«Но понятие «омниканальность» гораздо глубже, чем просто наличие онлайн- и офлайн-каналов продаж. Это в большей степени синергии, которые они создают в сочетании», – отметил представитель «Севергрупп». По его словам, менеджменту и совету директоров «Ленты» еще предстоит принять решение, какая модель будет оптимальна для компании «Лента» в среднесрочной перспективе.
Пока, по словам представителя «Севергрупп», планируется, что «Лента» и «Утконос» продолжат работать как отдельные компании. «Конечно, мы будем изучать возможности для синергии между ними, которые потенциально могут быть реализованы в формате коммерческого партнерства. Но любые решения относительно их будущего сотрудничества требуют глубокой проработки и находятся в зоне компетенции совета директоров», – отметил он.