Правительство может использовать ФНБ для оплаты льгот нефтяникам
Речь идет о 190 млрд рублей, Минфин выступает резко противПравительство ищет способ компенсировать выпадающие доходы бюджета на 190 млрд руб. от увеличения компенсаций нефтяникам за поставки моторного топлива на внутренний рынок. Один из вариантов – взять деньги из фонда национального благосостояния (ФНБ). Рассмотреть такую возможность предложено по итогам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева 21 марта. Об этом «Ведомостям» рассказали два федеральных чиновника и человек, видевший протокол совещания у председателя правительства. Представитель Медведева на вопросы «Ведомостей» не ответил.
Два других варианта предусматривают повышение акцизов на мазут и средние дистилляты (полуфабрикаты) или повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяников, добавляют собеседники «Ведомостей».
Частично расходы бюджета будут компенсированы за счет введения дополнительных акцизов на газойль, сказал 30 марта вице-премьер Дмитрий Козак. «Что касается других источников – это предмет обсуждения на следующей неделе в правительстве», – передал «Интерфакс» слова чиновника. Козак добавил, что, вероятно, при этом НДПИ повышаться не будет.
Два собеседника «Ведомостей» утверждают, что компенсация выпадающих доходов за счет средств ФНБ стоит первой в списке возможных вариантов с пометкой «рассмотреть возможность». На совещании у Козака 26 марта действительно обсуждался такой вариант – его предлагали нефтяные компании, идею поддерживали и некоторые чиновники, рассказывают еще два человека, участвовавших в совещании в прошлый вторник. На встрече не было представителей Минфина. Кто конкретно предложил и кто поддержал идею, собеседники не говорят. Представитель Минфина отказался говорить, какие варианты компенсации бюджету обсуждаются.
Правила использования средств ФНБ определены законом, они не предполагают использование денег для компенсации выпадающих доходов, указывает близкий к Минфину человек. Правила нарушать нельзя, добавляет он.
Нефтяники в качестве одной из мер по борьбе с ростом цен на топливо пообещали в прошлом году правительству увеличить поставки бензина и дизеля на внутренний рынок на 3%. За рубежом топливо сейчас дороже. Если бы поставки на внутренний рынок сохранились на прежнем уровне, то нефтяники заработали бы за первые три месяца этого года на 113 млрд руб. больше, подсчитывала Vygon Consulting. Часть убытка – 41 млрд руб. за поставку дизеля – бюджет компенсировал, но компании и сами заплатили государству 4 млрд руб. за отгрузку бензина.
Механизм взаимных компенсаций работает так: при высоких экспортных ценах государство доплачивает нефтяникам, чтобы те не поставляли нефтепродукты за рубеж. При низких ценах, наоборот, компании платят бюджету. Сейчас цена отсечения экспортного паритета – 56 000 руб. за 1 т бензина и 50 000 руб. за 1 т дизеля.
Две недели назад на совещании у Медведева чиновники решили снизить цену отсечения до 51 000 руб. за 1 т бензина и 46 000 руб. за 1 т дизеля. Минфин тогда подсчитал, что выпадающие доходы бюджета могут составить 120–190 млрд руб. в год. Министерство настаивало на возмещении выпадающих доходов казны.
Необходима корректировка акциза на средние дистилляты, соглашается консультант Vygon Consulting Евгений Тыртов. Но делать это надо осторожно, так как при определенных макропараметрах переработчикам нефти может стать выгоднее продавать не качественное топливо, а суррогаты. Поэтому рассматривается вариант надбавки к акцизу на средние дистилляты, которая бы работала только в случае низких цен на нефть. Но много на этом бюджет не выиграет. Дополнительные поступления могут составить до 2–5 млрд руб. в год, говорит Тыртов.
Дальнейший рост НДПИ выглядит нецелесообразным, считает Тыртов. К тому же компенсация в 190 млрд руб. составит всего 5–6% от запланированных на 2019 г. 3,4 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов бюджета от нефтяников, говорит он.
Использование средств ФНБ сейчас может создать негативный прецедент, особенно в нынешних условиях, когда Россия решилась на исполнение национальных проектов, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Выбирая из двух зол наименьшее, лучше согласиться с ростом цен на бензин, чем использовать средства ФНБ, считает она.
Исправленная версия. Уточнены параметры формулы компенсации за поставку дизеля на внутренний рынок.