Акции Lyft подскочили на 21% после начала торгов

IPO сервиса заказа такси вызвало ажиотаж, но некоторые инвесторы не видят перспектив его выхода в прибыль
На публичном рынке Lyft оценили на 61% дороже, чем это делали частные инвесторы
На публичном рынке Lyft оценили на 61% дороже, чем это делали частные инвесторы / Ringo H.W. Chiu / AP

Акции сервиса заказа такси Lyft, который накануне провел IPO, начали в пятницу торги с отметки $87,14 и быстро поднялись до $87,25. Это на 21% выше цены, по которой компания разместила их в четверг вечером среди инвесторов ($72). По итогам дня рост составил 8,7% — до $78,29.

Высокий спрос со стороны участников рынка позволил Lyft повысить диапазон цены первичного размещения акций до $70–72 с первоначальных $62–68 и продать их по верхней границе. С учетом акций и опционов, выданных сотрудникам, рыночная капитализация Lyft в результате IPO составила $24,3 млрд.

Таким образом, Lyft стала крупнейшей вышедшей на рынок компанией после китайской Alibaba, чья стоимость при размещении акций в Нью-Йорке в 2014 г. составила $169 млрд.

Зверский аппетит

В ходе последнего раунда привлечения средств от частных инвесторов Lyft была оценена в $15,1 млрд. Но как публичной компании инвесторы дали ей гораздо более высокую оценку, несмотря на то, что в 2018 г. ее убыток составил $911 млн – больше, чем у любого другого американского стартапа за 12 месяцев, предшествовавших IPO, по данным S&P Global Market Intelligence. При этом убыток вырос по сравнению с 2017 г., когда он составил $688 млн. «Аппетит к технологическим стартапам высок, поскольку люди понимают, что эти компании определяют и возглавляют мировые мегатренды», – объяснил Financial Times Иан Уоллис, сооснователь британской инвесткомпании Star Tech NG, имеющей в Lyft долю стоимостью $10 млн.

Встречи с инвесторами проходили в последние две недели, но уже после первых двух дней представители инвестбанков-андеррайтеров стали говорить им, что количество поданных на участие в IPO заявок превысило выделенные для размещения 30,8 млн акций, сообщила FT. Поэтому Lyft увеличила размер эмиссии до 32,5 млн акций и привлекла в ходе IPO $2,34 млрд. Если андеррайтеры исполнят свой опцион на покупку еще 4,9 млн акций, привлеченная сумма увеличится до $2,69 млрд.

IPO оказалось успешным, несмотря не только на растущие убытки Lyft, но и критику корпоративного управления. Перед IPO компания ввела два типа акций. Благодаря этому сооснователи Логан Грин и Джон Циммер контролируют почти 50% голосов, хотя владеют менее чем 5% акций. В середине марта группа пенсионных фондов и управляющих активами призвала Lyft не переходить на новую структуру, но компания не пошла им навстречу. «На хорошем рынке люди не смотрят на некоторые вещи и не считают их серьезной проблемой», – сказал Reuters Брайан Хэмилтон, сооснователь компании финансовой информации Sageworks.

В результате IPO стоимость долей Грина и Циммера составила $603 млн и $416 млн соответственно.

А где же прибыль?

IPO свидетельствует, что взгляды таких инвесторов, как Роберт Фрейзер, управляющий OMF The Medium Term Value Fund (среднегодовая доходность за последние 13 лет – 11,9% против 8,6% у индекса S&P 500), сейчас не очень популярны. Многие считают, что у Lyft хороший потенциал роста – выручка в прошлом году удвоилась до $2,16 млрд по сравнению с 2017 г., а в 2016 г. она была и вовсе $343 млн; число водителей выросло в пять раз с начала 2016 г. – до 18,6 млн. «Но, потеряв в 2018 г. почти $1 млрд при выручке $2,1 млрд, они не доказали, что этот рост может создавать добавленную стоимость для акционеров», – приводит Forbes мнение Фрейзера. Lyft нужно привлечь деньги, указывает он: «Но мне сложно понять, как они их используют, чтобы создать прибыльный бизнес».

Lyft и Uber (частные инвесторы оценили ее в $76 млрд) тратят огромные деньги на маркетинг и субсидирование пассажиров и водителей (Lyft в прошлом году – $1,3 млрд). При этом некоторые водители обоих сервисов на этой неделе бастовали в Калифорнии, требуя повышения платы. В Сан-Франциско водители Lyft протестовали около отеля, где руководители компании встречались с инвесторами. «Это свидетельствует о серьезности стоящей перед компанией проблемы – как получить прибыль, которая так необходима инвесторам», – отмечает Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. Он полагает, что единственный способ для таких сервисов стать рентабельными – сократить расходы за счет замены водителей беспилотными автомобилями. Представители Uber и Lyft и сами заявляли, что эта технология будет иметь большое значения для их выхода в прибыль. Но массовой в ближайшие годы она не станет. Uber остановила испытание беспилотных автомобилей после ДТП со смертельным исходом, а Lyft и вовсе не занималась ими.

Когда же самоуправляемые автомобили появятся на улицах, у сервисов заказа такси не будет преимуществ по сравнению с традиционными автопроизводителями, многие из которых активно занимаются разработкой электромобилей и беспилотников, и такими компаниями, как Waymo (подразделение Alphabet) и Tesla, считает Фрейзер. «Обе компании теряют больше денег, чем им готовы дать венчурные капиталисты. Обе выходят на публичный рынок, чтобы продолжать финансировать убытки, пока автономные автомобили не позволят исключить расходы на водителей. Ни одна не создала прибыльный бизнес, который стоил бы того, чтобы надолго в него инвестировать», – резюмирует Фрейзер.

Гораздо больше ему нравятся сервис краткосрочной аренды жилья Airbnb и корпоративный мессенджер Slack, потому что их продукты доказали соответствие запросам рынка и они получают прибыль. Slack тоже готовится провести IPO в этом году, в Airbnb, как сообщали СМИ, возможность выхода на биржу рассматривается.