«Новатэк» и «Транснефть» попросили президента лишить ФАС части полномочий

Тарифной политикой при транспортировке нефти и газа должно заниматься Минэнерго, считают компании
Универсальные подходы, основанные только на инфляции, для трубопроводного транспорта невозможны, уверен представитель «Новатэка»
Универсальные подходы, основанные только на инфляции, для трубопроводного транспорта невозможны, уверен представитель «Новатэка» / Евгений Разумный / Ведомости

Президент «Транснефти» Николай Токарев и предправления «Новатэка» Леонид Михельсон просят президента Владимира Путина передать регулирование тарифов на транспортировку нефти и газа от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к Минэнерго, сообщил Токарев. «Нас не все устраивает в том, как организует эту работу ФАС, – заявил он «Интерфаксу». – За последние несколько лет мы не увидели ни одного внятного документа, который бы ФАС разработала и использовала для регуляции этой темы».

В прошлом году Токарев, Михельсон и совладелец НЛМК Владимир Лисин уже просили председателя правительства Дмитрия Медведева отстранить ФАС от регулирования тарифов. Решения не последовало.

«Мы в прошлом году выходили на [первого вице-премьера Антона] Силуанова с этой темой, – рассказал Токарев. – Но решили отложить до нового года, потом позиция осталась в подвешенном состоянии и мы с Михельсоном повторно вышли с просьбой рассмотреть возможность передачи тарифного регулирования в Минэнерго, потому что надо не теоретизировать, а заниматься регуляцией».

«Основная причина претензий естественных монополий – ФАС не учитывает отраслевую специфику, а у «Транснефти» это усугубляется тем, что она не может договориться с ФАС заложить затраты на инвестпрограмму в тариф, – комментирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. – Не в пример РЖД, которой удалось согласовать дифференциацию тарифов на груженый и порожний пробег, а также сохранить повышающие коэффициенты на экспортные перевозки». ФАС индексирует тарифы на годовую инфляцию за вычетом 0,1%, знает он.

«С отраслевым министерством понятно как разговаривают, – рассуждает директор Фонда энергетического развития Сергей Пимкин. – Но здесь возникает другой риск: если каждое из отраслевых министерств будет лоббировать повышение тарифов для своих компаний, то уложиться в прогнозную инфляцию [правительству] будет тяжело, ведь каждый будет требовать для себя повышения тарифа». «В Минэнерго уже есть и работают специалисты, которые могут на себя взять решение тарифных вопросов, – говорит представитель «Транснефти» Игорь Демин. – Эти специалисты все годы, еще до расформирования Федеральной тарифной службы, отслеживали тарифообразование».

Универсальные подходы, основанные только на инфляции, для трубопроводного транспорта невозможны, уверен представитель «Новатэка»: регулирование должно базироваться на решении ведомства, определяющего стратегию развития отрасли не на один год.

«Это служебная переписка. Не комментируем», – ответил представитель президента Дмитрий Песков. Представители ФАС и Минэнерго не ответили на вопросы «Ведомостей». По какой причине Лисин не обращался к президенту с просьбой отстранить ФАС от регулирования тарифов, его представитель не пояснил.

Отраслевые министерства вполне могут справиться с тарифообразованием, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к одному из авторов этой инициативы. Токарев и Михельсон предложили отдать тарифный вопрос именно профильным министерствам. Тарифы РЖД, к примеру, в Минтранс, а тарифы на прокачку нефти и газа – в Минэнерго. Если же министерства столкнутся с противоречиями при определении тарифов на прокачку нефти и на ее провоз по системе РЖД, то компании и ведомства смогут решить вопрос на площадке Минэкономразвития, предлагает рабочую схему собеседник «Ведомостей».

В прошлом году Лисин, Токарев и Михельсон обращали внимание Медведева на то, что решения о размере тарифов «Газпрома», «Транснефти», «Россетей» и РЖД не могут приниматься в отрыве от стратегических решений о развитии соответствующих отраслей, обосновывают свое предложение авторы письма. Без системных решений отраслевые компании не могут планировать деятельность, что приводит к снижению инвестиций в критическую инфраструктуру и ограничивает рост экономики, писали Лисин, Михельсон и Токарев.

Универсальные подходы, основанные только на инфляции, для трубопроводного транспорта невозможны, уверен представитель «Новатэка»