Минфин предложил повысить цену на шампанское
Ведомство рассчитывает на снижение подделок игристых винМинфин предложил повысить минимальную розничную цену (МРЦ) на игристое вино и шампанское с 164 до 207 руб. за бутылку 0,75 л. Соответствующий проект приказа ведомства размещен на федеральном портале regulation.gov.ru. Также предложено увеличить цену продажи производителем – со 115 до 143 руб. и оптовой компанией – со 133 до 172 руб. Необходимость повышения цен авторы проекта объясняют ростом затрат.
Впервые минимальные цены на игристое вино появились в России летом 2016 г. с целью решить проблему контрафакта. Такая продукция, сделанная не по ГОСТу, продавалась в рознице по 100 руб. – добросовестным производителям трудно было с ней конкурировать. До введения минимальной цены доля контрафакта достигала 40%, теперь сократилась до 15%, напоминает директор Ассоциации производителей игристых вин Алан Соколов. Помимо игристых вин МРЦ в России действует на водку, коньяк и бренди.
Однако с 1 января 2017 г. вырос акциз на 10 руб. до 36 руб., добавилась инфляция, подорожали виноматериалы – установленная 2,5 года назад цена уже неактуальна, перечисляет Соколов. В итоге, по его данным, продукция за 164–175 руб. в рознице за 0,75 л почти вся не соответствует ГОСТу, чаще всего на бутылке написано «российское шампанское», но к игристому вину наполнение не имеет отношения. Нередко такие напитки производятся с использованием некачественных виноматериалов, из сброженного концентрированного сока, сброженного свекловичного сахара и др., резюмирует Соколов. Цена в 207 руб. снова обеспечит добросовестную конкуренцию на рынке – потребитель чаще будет делать выбор в пользу настоящего вина, поддерживает он инициативу Минфина.
Минфин также рассчитывает на создание «нормальной конкурентной среды», снижение доли контрафакта и увеличение поступлений в бюджет, сказано в пояснительной записке к проекту. Минимальная цена учитывает затраты добросовестных производителей, не позволяет демпинговать недобросовестным, поэтому помогает в борьбе с фальсификатом, согласна представитель компании «Кубань-вино».
C одной стороны, надо повышать МРЦ на игристые вина, а с другой – это не решит полностью проблему конкуренции с более дешевыми напитками, считает президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович: игристые вина конкурируют и с недорогими винными газированными напитками, так называемыми винными напитками, МРЦ на которые не установлена. Потребление игристых вин стабильно – около 17,3 млн дал, по данным ЦИФРРА. Спрос на газированные напитки растет на 7–8% ежегодно, в 2018 г. их продано около 8 млн дал, говорит Попович. Вводить МРЦ на винные напитки не планируется, сказал представитель Минфина.