Пересмотр компенсаций нефтяникам грозит бюджету многомиллиардными потерями
Государству придется платить нефтяным компаниям дополнительно 120–190 млрд рублей, подсчитал Минфин«Мы оцениваем дополнительные выпадающие доходы от предлагаемого изменения механизма компенсации за поставку на внутренний рынок [нефтепродуктов] от 120 млрд до 190 млрд руб. в год», – рассказал «Ведомостям» директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.
В четверг на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева было решено скорректировать механизм компенсации нефтяникам за поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. Уровень цены, от которой рассчитывается компенсация при поставке топлива на внутренний рынок, предложено снизить с 56 000 руб. за 1 т до 51 000 руб. Сейчас в законе указано, что если экспортная цена на бензин выше 56 000 руб. за 1 т, государство компенсирует нефтяникам 60% разницы. Но если экспортная цена была ниже этой отметки, нефтяникам самим приходилось доплачивать в бюджет.
«Только в 2018 г. прирост чистой прибыли топ-5 нефтяных компаний составил 1,4 трлн руб., таким образом их итоговая совокупная чистая прибыль за год превысила 2,7 трлн руб.», – говорит Сазанов. Чистая прибыль всех нефтяных компаний сопоставима с поступлениями налога на доходы физических лиц со всей России.
А если все же Минфину не удастся убедить правительство, то он будет настаивать на 100%-ной компенсации выпадающих доходов бюджета, обещает Сазанов.
С начала года по март из-за обязательства поставлять топливо на внутренний рынок нефтяники потеряли более 110 млрд руб., подсчитал консультант Vygon Consulting Евгений Тыртов. Частично, на 25 млрд руб., эта сумма была компенсирована за счет предусмотренного в законе о налоговом маневре механизма, говорит он. При принятии закона предполагалось компенсировать компаниям до 60% убытка от поставок на внутренний рынок в 2019 г., однако механизм был настроен так, что за январь – март компенсация составила всего 22,7%, следует из расчетов Vygon Consulting. Зато благодаря сложившейся системе выросла рентабельность АЗС, комментирует президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Сейчас по бензину она превышает 20–25%.
Если цена отсечения для компенсаций будет снижена до 51 000 руб. за 1 т, а цены на топливо останутся на нынешнем уровне, нефтяные компании будут получать 16 млрд руб. в месяц, подсчитал Тыртов. «Это позволит возместить около 50% потерь, возникающих при реализации на внутреннем рынке бензина, – говорит Тыртов. – При росте цен эффект уменьшится и составит 7,5 млрд руб.». Впрочем, корректировка является временным решением, уверен эксперт. По-прежнему компенсации не зависят от ситуации на внутреннем рынке.
«Тема роста цен на топливо является политически чувствительной, и правительство вынуждено лавировать между тем, как оно видит свои социальные обязательства, и обещанием создать четкие правила игры в отрасли», – говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Пока нет консенсуса по довольно сложному вопросу: кто и в какой пропорции должен нести риск, связанный с подорожанием топлива, – компании, бюджет или население, сетует Маринченко.