Строительство СПГ-терминала «Новатэка» на Камчатке начнется через год

Правительство требует от чиновников провести все согласования проекта не позднее конца 2019 года
Правительство утвердило проект строительства «Морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае»
Правительство утвердило проект строительства «Морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае» / Максим Стулов / Ведомости

14 марта распоряжением правительства был утвержден комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердили собеседник в аппарате правительства и федеральный чиновник.

План требует от всех ведомств максимально быстро провести все процедуры, необходимые для начала реального строительства. На подготовку всей базовой документации, включая выдачу требований к строительству, подготовку разрешений и заключения технологического аудита инвестпроекта, ответственным ведомствам дано время до конца марта. В этот же срок отдельным актом правительства должны быть официально расширены границы ТОР «Камчатка»: они будут включать в себя часть акватории бухты Бечевинская и земельный участок, где планируется строить терминал.

Проектную документацию на строительство до октября должен подготовить оператор строительства, 100%-ная «дочка» «Новатэка» ООО «Новатэк-Камчатка». В течение последнего квартала 2019 г. она пройдет госэкспертизу, чтобы уже в начале 2020 г. «Новатэк» получил разрешение на строительство перегрузочного комплекса. Завершить строительство первого пускового комплекса от «Новатэка» требуется в 2022 г., второго – в 2023 г.

Впервые об идее строительства перевалочного терминала на Камчатке «Новатэк» сообщил в августе 2017 г. Предполагаемые сроки строительства – до 2023 г. включительно, позднее называл предправления «Новатэка» Леонид Михельсон. Общая мощность терминала составит до 21,7 млн т в год. Стоимость проекта – около 108 млрд руб., из которых на инвестиции «Новатэка» и возможных партнеров приходится 70 млрд руб. Еще 38 млрд должно быть выделено из бюджета. Определить источники финансирования строительства объектов федеральной собственности (подходной канал, причал, объекты безопасности мореплавания) министерствам поручено до конца III квартала этого года, следует из документа. Затраты будут заложены в проект бюджета 2020–2022 гг.

Правительство рассчитывает, что на полную загрузку перевалочный терминал выйдет уже в 2026 г., что «позволит увеличить объем перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 г. до 31,7 млн т». В 2023–2025 гг. «Новатэк» планирует поэтапный запуск трех очередей своего второго завода по сжижению газа – «Арктик СПГ – 2». С учетом уже работающего «Ямал СПГ» суммарная мощность проектов «Новатэка» в 2026 г. будет составлять около 38 млн т СПГ в год.

Для «Новатэка» строительство перевалочного терминала на Камчатке – один из способов оптимизировать транспортные расходы, связанные с доставкой СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион, который компания рассматривает как один из целевых рынков. Перевалка СПГ с танкера ледового класса на обычный по сравнению с прямой доставкой СПГ в Азию может снизить стоимость транспортировки газа на $0,2/MBTU, следует из материалов «Новатэка». При перевалке 21,1 млн т СПГ это дает экономию около $225 млн в год.

Правительство утвердило проект строительства «Морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае»

Кроме того, появление перевалочного пункта сокращает транспортное плечо, на котором «Новатэку» придется использовать танкеры ледового класса, которые заказываются судовладельцами под соглашения долгосрочного фрахта с российской компанией. Для проекта «Ямал СПГ» на южнокорейской DSME было заказано 15 танкеров типа Yamalmax повышенного ледового класса Arc7 (общая стоимость заказа оценивалась в сумму около $5,5 млрд. – «Ведомости»). В конце прошлого года «Новатэк» подписал с верфью «Звезда» соглашение о резервировании мощностей для строительства еще 15 таких газовозов. На одно судно из серии уже заключен договор фрахта с «Совкомфлотом», сообщала компания. В справке к распоряжению правительства указывается, что проект терминала на Камчатке обеспечит строительство лишь 10 таких судов.

«При очень большом желании, может быть, все операции и возможно выполнить за две недели, поскольку минимального срока в нормативных актах на их проведение не установлено», – отмечает адвокат, советник коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» Ольга Бенедская: но такой вариант нельзя назвать нормой. Только подготовка пакета документов о проверке инвестпроектов занимает обычно до 45 календарных дней, отмечает она, а для проведения аудита сложных проектов допускается увеличение этого срока еще на 15 дней. «Сделать полноценную, качественную проработку документации за две недели вряд ли возможно», – предполагает юрист.