«Аэрофлот» решил взять пример с лоукостеров

Авиакомпания хочет получать 20% доходов за счет продажи пассажирам дополнительных услуг
Каждый пятый рубль выручки «Аэрофлот» хочет получать за счет продажи дополнительных услуг пассажирам
Каждый пятый рубль выручки «Аэрофлот» хочет получать за счет продажи дополнительных услуг пассажирам / Максим Стулов / Ведомости

«Аэрофлот» хочет в обозримом будущем довести долю дополнительных платных услуг в выручке с нынешних 6% до 20%, рассказал на пресс-конференции гендиректор крупнейшей в России авиакомпании Виталий Савельев. 6% среди глобальных авиакомпаний – это очень хороший результат, отметил он. А для повышения доли таких доходов «Аэрофлот», по его словам, планирует ввести ряд новых дополнительных платных услуг для пассажиров.

Дополнительные доходы – это платежи партнеров по программе лояльности «Аэрофлот-бонус», продажи услуг авиакомпании (за сверхнормативный багаж, выбор места на борту, повышение в классе обслуживания и др.) и ее партнеров (страховки, отели, аренда авто, «Аэроэкспресс», SkyShop), платная еда на борту, реклама, трансфер, продажа на борту доступа в интернет, пояснил представитель «Аэрофлота».

Вариантов новых услуг много, добавил Савельев, есть порядка 20 инициатив: например, забрать багаж из дома или поздравить персонально с днем рождения на борту. Другие варианты он называть не стал. Скоро «Аэрофлот», по словам Савельева, организует краудсорсинг с пассажирами, где попросит оценить представленные варианты и добавить свои. Краудсорсинг будет проведен в социальных сетях, у «Аэрофлота» в них около 2,5 млн подписчиков.

«Без изменения бизнес-модели быстро увеличить выручку от продажи дополнительных услуг невозможно – все авиакомпании уже реализуют весь спектр: берут плату за места с дополнительным пространством для ног, за выбор места и сверхнормативный багаж, продают товары на борту. Что-то новое придумать сложно», – рассуждает гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. Но если сконцентрировать усилия на дополнительных услугах, то за 5–7 лет возможно втрое увеличить их долю в общей выручке, считает Рыбак.

У лоукостеров доля дополнительных услуг в выручке традиционно выше. Ведь в стоимость авиабилета у них входит только собственно транспортировка человека, все остальные услуги у них сегментированы и предоставляются за отдельную плату: перевозка багажа, продажа любого питания, приоритетная регистрация и проч., продолжает Рыбак. Например, у крупнейшего в Азии лоукостера AirAsia доля дополнительных услуг в выручке в 2017 г. составила 20%, говорится в отчете компании. У третьего европейского лоукостера – Wizz Air их доля в 2018 г. достигла 42%.

У европейских перевозчиков значительную долю дополнительных доходов составляет продажа алкоголя, а в России российские авиакомпании алкоголь продавать не могут, напоминает сотрудник российской авиакомпании.

В отчетности «Аэрофлота» по МСФО за 2018 г. говорится, что прочая выручка компании, включающая в том числе продажу на борту товаров, питания, доходы гостиничного хозяйства, составила 22 млрд руб., или 3,6% от общей выручки группы. Представитель компании это не поясняет.

Представители S7 и Utair финансовые показатели не комментируют.

Каждый пятый рубль выручки «Аэрофлот» хочет получать за счет продажи дополнительных услуг пассажирам