Правительство требует усилить контроль за пивом
Магазины должны будут передавать информацию в ЕГАИС с кассПервый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов поручил Минфину и Росалкогольрегулированию (РАР) до 1 августа внести в правительство проекты документов, меняющих законодательство в отношении пива. Представитель Минфина подтвердил наличие и суть поручений. В РАР они также поступили, сказал представитель службы.
В частности, следует из документа, необходимо обязать компании, занимающиеся розничной продажей пива, сидра, медовухи и пуаре, передавать данные о розничных продажах в единую государственную систему учета алкоголя (ЕГАИС). Сейчас там отражается лишь факт поступления продукции в розничную точку, а что происходит с ней после, система уже не видит, уточняют два собеседника, участвующих в обсуждении вопроса. Информация о продаже остальных видов алкоголя, в том числе крепкого, фиксируется в ЕГАИС и в момент продажи покупателю на кассе. Смысл – обеспечить полную прослеживаемость, гарантировать продажу легальной продукции, а также исключить нарушения законодательства, в том числе о запрете продажи пива в ночное время, объясняет один из них.
Для достижения положительного эффекта от ЕГАИС необходимо обеспечить прослеживаемость товара до кассы, поддерживает инициативу чиновников представитель AB Inbev Efes Ораз Дурдыев. Учет в ЕГАИС в его существующем виде уже обеспечивает прослеживаемость, замечает представитель «Балтики» Алексей Кедрин, распространение его и на розничные продажи избыточно.
Если ЕГАИС будет распространена на розницу и докажет свою эффективность, то, возможно, отпадет необходимость маркировки для пива, которая обсуждалась весь прошлый год и тоже направлена на увеличение прослеживаемости пивной продукции, устранит проблемы с учетом розничных продаж, надеется член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Недавно представитель Минфина сообщал, что маркировка по-прежнему обсуждается – наиболее вероятно включение пива в глобальную систему маркировки товаров наряду с шубами, обувью, сигаретами и проч. Обсуждается ли такая маркировка сейчас, представитель Минфина не ответил. Кроме того, информация из ЕГАИС объективна, позволит получать более верную статистику о продажах и покажет, что на рынке практически нет фальсификата и нет необходимости и дальше ужесточать регулирование, добавляет Небольсин. Доля фальсификата в пиве растет, а на долю сетевой розницы в России, где продается только легальный алкоголь, приходится лишь около четверти всех розничных продаж, не согласен один из участников алкогольного рынка.
Инициатива чиновников, если она будет реализована, потребует доработки программного обеспечения, нагрузка на систему и на сотрудников магазина увеличится, указывает руководитель Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. Если при продаже вина или водки кассир делает двойное сканирование – штрихкода и специальной или акцизной марки, то как это будет происходить в случае с пивом, пока не ясно – маркировки у пива нет, рассуждает он. Дополнительной маркировки для этого не потребуется – информацию можно передать, считав штрихкод на бутылке, уверяют два человека, участвующих в обсуждении вопроса. Представители Metro, X5 Retail Group, «Дикси», «Магнита» на вопросы «Ведомостей» не ответили; представитель «Ашана» от комментариев отказался.
Впрочем, полная прослеживаемость в ЕГАИС так и не позволила решить проблему наличия на рынке нелегального крепкого алкоголя, говорит сотрудник пивоваренной компании. Президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев не согласен: ЕГАИС, а также введенный в 2018 г. помарочный учет и другие меры, принятые государством, позволили сократить серый рынок крепкого алкоголя (продаваемого без уплаты акциза) до нуля, а оборот легального алкоголя вырос на треть за последние три года. Нелегальный алкоголь на рынке есть, но его нельзя купить в легальной рознице, что полностью защищает потребителя от подделок, добавляет Косарев.
Также Силуанов поручил ввести реестр производителей пива, сидра и др. Минфин и ранее говорил о планах введения этой меры как альтернативы лицензирования для пивоваров. За отсутствие регистрации в этом реестре должна быть предусмотрена специальная административная и уголовная ответственность, говорится в поручении. Влияние этого реестра на пивоваров зависит от того, какими будут требования для включения в реестр, говорит Дурдыев. Минфин не рассматривает лицензирование для пивоваров, уточнил представитель ведомства. Также предполагается расширить круг компаний, обязанных установить счетчики на производстве и передавать данные об объемах произведенной продукции в ЕГАИС. Сейчас от этого освобождены компании с мощностью менее 300 000 дал, теперь этот порог должен быть снижен втрое, а затем – до 50 000 дал. Число компаний, которым придется установить счетчики, свыше 60, подсчитал Небольсин. Для этой категории пивоваров это критично: затраты на счетчики, программное обеспечение и др. – более 1 млн руб., это большие деньги для малых предпринимателей, говорит Небольсин. Эти расчеты (1 млн руб.) подтверждает и гендиректор компаний «Варяг» и «Труэль» (производители пива) Павел Ольшанский. Плюс еще затраты обслуживание оборудования, в итоге это большая нагрузка.
Представитель Heineken в России Кирилл Болматов считает предложенные Минфином меры «взвешенными и продуманными»: все вместе они повысят прозрачность рынка и позволят бороться с неплательщиками акциза.