Все больше стран приостанавливают полеты лайнеров Boeing 737 Max 8
Но даже второе за полгода крушение такого самолета едва ли грозит закрытием всей программыВ понедельник, 11 марта, авиационные власти Китая и Индонезии заявили о временном запрете своим перевозчикам летать на Boeing 737 Max 8. Это произошло после крушения 10 марта лайнера этой модели авиакомпании Ethiopian Airlines, в котором погибло 157 человек, в том числе три пассажира-россиянина. 29 октября при похожих обстоятельствах, также во время взлета, разбился Boeing 737 Max 8 индонезийской Lion Air (189 погибших). У обеих катастроф есть схожие черты, гражданская авиация Китая имеет нулевой уровень терпимости к угрозам безопасности и строгий контроль над рисками, объяснил решение китайский регулятор.
Китайские авиакомпании, по данным ведомства, эксплуатируют 95 Boeing 737 Max 8. Индонезийским перевозчикам Lion Air и Garuda поставлено соответственно 14 и 1 такой лайнер, но в заказе еще 239 самолетов на двоих. Кроме них добровольно приостановят полеты Max 8 Ethiopian Airlines (осталось четыре таких судна) и Cayman Airways (два). Также к решению ограничить эксплуатацию новой модели Boeing 737 присоединился Вьетнам. Страна не разрешит своим авиакомпаниям летать на Мах 8, пока не будут выяснены причины катастрофы, цитирует ТАСС руководителя управления гражданской авиации Динь Вьет Тханга. Вьетнамские перевозчики не имеют в парке Мах, но VietJet Air заказала 100 судов серии, в том числе 20 Мах 8.
«Китай и Индонезия, безусловно, ключевые зарубежные рынки для Boeing 737 Max», – отмечает директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но в случае с Китаем нельзя исключить политических мотивов такого решения, подчеркивает Пантелеев. «Возможно, две катастрофы – это трагическое стечение обстоятельств. Если расследование выявит конструктивные недостатки данной модели, то Boeing будет их исправлять, – считает гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. – Но крайне маловероятно, что вся программа будет закрыта. Самолет коммерчески эффективный, нравится авиакомпаниям, по нему огромный портфель заказов».
Boeing 737 Max – четвертое поколение 737-й серии, эксплуатируется с октября 2017 г. На конец января 2019 г. Boeing получил заказы больше чем на 5000 лайнеров 737 Max, из них 350 самолетов уже поставлены. Мах 8 был первой и пока остается самой продаваемой (около 98%) моделью в серии, Мах 7, 9 и 10 отличаются от него вместимостью и дальностью полета.
«Эйфория от роста мирового рынка авиаперевозок начала проходить, некоторые авиакомпании могут воспользоваться ситуацией, чтобы сократить количество заказанных несколько лет назад Boeing 737 Max», – добавляет Пантелеев.
В России пока только один эксплуатант 737 Max – S7 Airlines. Два Max 8 она получила в октябре прошлого года, всего на тот момент было заказано 11 таких лайнеров. «Специалисты авиакомпании внимательно следят за расследованием и находятся в постоянном диалоге с производителем. Пока никаких рекомендаций от Boeing о необходимости приостановить полеты на Boeing 737 Max не поступало», – сообщил представитель S7 Airlines. Приостанавливать эксплуатацию Max не планируется, заверил он.
Кроме S7, в России 20 машин серии 737 Мах ждет авиакомпания «Победа», 28 – Utair (данные Boeing), 14 – «Уральские авиалинии», и три – «Нордстар». Все заказанные самолеты – модель Max 8. Каталожная цена лайнера – $121,6 млн, цена продажи при крупном заказе обычно вдвое меньше (около $60 млн). Всего российские авиакомпании заказали 76 таких самолетов общей стоимостью около $4,5 млрд.
Пока никто из заказчиков о планах отказаться от этого самолета не заявляет. Utair будет использовать Boeing 737 Max, только если получит 100%-ную гарантию его безопасности от производителя, передал президент «Utair – пассажирские авиалинии» Павел Пермяков. «Мы внимательно следим за расследованием», – говорит представитель «Победы». «Нордстар» планирует получить все три заказанные Boeing 737 Max 8 в этом году, причем первый – уже в апреле. «Мы следим за расследованием, но решение об отказе от самолетов не принималось», – сказал представитель авиакомпании. Представитель «Уральских авиалиний» от комментариев отказался.
«От оплаченного заказа можно отказаться без штрафных санкций, только если американские или российские авиационные власти официально признают самолет небезопасным», – говорит менеджер одной из компаний, заказавших Мах 8. Но две подряд катастрофы новейшего самолета на одном этапе полета – это очень тревожно, признает собеседник «Ведомостей». Boeing приостановку полетов не комментирует.
Самый известный случай отзыва сертификата типа связан с катастрофой в США в 1979 г. (273 погибших) самолета DC-10 производства McDonnell Douglas (в 1990-е поглощена Boeing), напоминает Пантелеев. Это сделало невозможным полеты DC-10 также в странах, с которыми у США были соглашения о признании летной годности. Но производитель сумел устранить недостатки и через пять недель вернул сертификат. «Если недостатки будут выявлены у 737 Max, у Boeing достаточно ресурсов для их устранения и спасения программы», – уверен Пантелеев.