Авиакомпания «Ираэро» может перейти под контроль Иркутской области

Перевозчик оказался в сложной финансовой ситуации из-за неудачной сделки
Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Корпорация развития Иркутской области (КРИО; принадлежит областному правительству) готова купить 51% акций авиакомпании «Ираэро». Банк «Солидарность» до конца марта высвободит контрольный пакет авиакомпании из-под залога для покупки его КРИО. Об этом говорится в меморандуме о взаимопонимании, который 5 марта подписали «Ираэро», банк «Солидарность», КРИО и компания «Рампорт аэро» (владеет и управляет аэропортом «Жуковский»). «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердили два человека, знающие о нем от подписантов.

Условия покупки будут определены отдельным соглашением между КРИО и акционерами «Ираэро», говорится в меморандуме. Представители банка «Солидарность», КРИО и «Ираэро» на запросы «Ведомостей» не ответили.

Авиакомпания была создана в 1999 г. иркутскими предпринимателями, крупнейшими учредителями с пакетами по 37,5% были Юрий Лапин (бессменный гендиректор «Ираэро») и Владимир Миронов.

«Ираэро» много лет занималась только региональными перевозками на самолетах Ан-24/26 и Bombardier CRJ200 вместимостью по 50 человек. В 2016 г. она взяла в лизинг девять российских SSJ100 (по 103 человека; сейчас их в парке осталось семь), а в 2018 г. три дальнемагистральных Boeing 777 (по 371 человеку).

Последнее решение сильно подорвало финансовое состояние «Ираэро», уверяют топ-менеджеры двух авиакомпаний. «Ираэро» не смогла загрузить Boeing 777, к тому же это возрастные суда – они очень дороги в техническом обслуживании, поясняют собеседники. Этим судам 20–21 год, по данным flightradar24. Доходило до того, что «Ираэро» ставила Boeing на дальневосточные рейсы из Москвы и билеты продавала дешевле, чем «Аэрофлот» с его заведомо убыточными «плоскими» тарифами, добавляет один из собеседников. Всего в парке у «Ираэро» 17 судов, в 2018 г. она перевезла около 700 000 человек.

К «Ираэро» три иска на общую сумму 745 млн руб. подала Государственная транспортная лизинговая компания (поставила авиакомпании SSJ100). Еще семь исков подано от аэропортов Омска, Абакана и Усть-Кута.

Большую часть полетов авиакомпания совершает из Иркутска, власти хотят ее сохранить, появление в числе акционеров КРИО позволит области финансировать «Ираэро», возможно, сменить менеджемент, говорит человек, близкий к одной из сторон меморандума.

В меморандуме говорится, что три своих Boeing 777 «Ираэро» забазирует в аэропорту «Жуковский» (сейчас московские рейсы они выполняют из «Домодедово»), а тот предоставит ей коммерчески приемлемые условия обслуживания. «Совместно с авиакомпанией мы разрабатываем программу полетов из «Жуковского», которая должна быть запущена в апреле», – подтвердил представитель «Жуковского». «Ираэро» также будет летать из «Жуковского» по России: с 19 апреля в Санкт-Петербург, с 25 мая – в Сочи, продажи на эти рейсы авиакомпания уже открыла.

У «Рампорт аэро» хорошие связи с китайскими туроператорами и он поможет «Ираэро» договориться о перевозке китайских туристов в Россию, это позволит загрузить ее дальнемагистральный флот, рассказал человек, близкий к «Рампорт аэро».

«Ираэро» в 2013 г. стала первой авиакомпанией, заключившей твердый контракт на поставку самолетов МС-21 (10 штук), которые будет производить Иркутский авиазавод. Это еще одна причина, почему область хочет сохранить авиакомпанию. До неудачного эксперимента с дальнемагистральным флотом она работала достаточно стабильно», – говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.