Минфин США отсрочил санкции против группы ГАЗ
Новый дедлайн – 6 июляМинфин США отложил вступление в силу санкций против группы ГАЗ Олега Дерипаски на четыре месяца, до 6 июля 2019 г., сообщает управление по контролю за иностранными активами (OFAC). К этому времени американским резидентам нужно завершить операции с российским автоконцерном и избавиться от акций компании. Причины отсрочки санкций в сообщении минфина не уточняются. Представитель группы ГАЗ отказался от комментариев.
OFAC внес группу ГАЗ в санкционный список в апреле 2018 г. наряду с самим Дерипаской и другими компаниями, которые он контролировал. Сроки вступления в силу санкций против группы ГАЗ до этого уже несколько раз переносились. В январе минфин США снял санкции с En+, принадлежащего ей производителя алюминия UC Rusal и владельца крупных сибирских ГЭС «Евросибэнерго». Основным условием исключения из списка стал отказ Дерипаски от контроля над компаниями.
В 2018 г. группа ГАЗ тоже разработал план выхода из-под санкций, рассказывал президент группы ГАЗ Вадим Сорокин. Что он подразумевал – компания не раскрывала. Минфин США допускал снятие санкций, если доля Дерипаски опустится ниже контрольной. В июне 2018 г. стало известно, что бизнесмен обсуждает возможность продажи части доли в группе ГАЗ, среди вероятных покупателей назывался председатель совета директоров группы ГАЗ Зигфрид Вольф.
Прибыльный ГАЗ
Группа ГАЗ – крупнейший актив машиностроительного холдинга «Русские машины» Олега Дерипаски. Выпускает автобусы, легкие коммерческие автомобили (основной сегмент), грузовики, автокомпоненты, собирает легковые автомобили по контрактной схеме по заказам Daimler и Volkswagen. Чистая прибыль группы в 2017 г. по МСФО составила 3,5 млрд руб., выручка – 164,6 млрд руб.
В сентябре прошло года OFAC сообщило, что гражданам США и их партнерам можно заключать с UC Rusal, группой ГАЗ и другими компаниями Дерипаски, находящимися в санкционном списке, новые контракты. Но разрешение действует только для тех, кто несколько лет подряд закупал товары и услуги у этих компаний, а также предоставлял им услуги технического обслуживания, уточнило ведомство.
В октябре курирующий отрасль вице-премьер Дмитрий Козак встречался с послом США в России Джоном Хантсманом. На встрече речь шла о том, какой вариант реструктуризации компании группы ГАЗ может быть согласован. По словам Козака, правительство рассматривало различные варианты вывода группы ГАЗ из-под действия американских санкций. «И с участием государства, и с участием других потенциальных покупателей», – говорил он. Один из вариантов, по словам Козака, продажа доли в ГАЗе автоконцерну Volkswagen. «В текущий момент это (покупка доли в ГАЗе) для нас невозможно из-за санкций, чтобы не быть вовлеченными в эту ситуацию. Переговоры приостановлены», – сообщили 6 марта «РИА Новости» со ссылкой на гендиректора Volkswagen Group Rus Маркуса Озеговича.
В случае с группой ГАЗ предполагалось использовать такой же подход, что и при выводе из-под санкций En+, рассказывает человек, знакомый с менеджерами группы ГАЗ: снижение эффективной доли Дерипаски до уровня ниже контрольной, введение в совет директоров американских резидентов, одобренных OFAC, и проч. Но американцы не захотели повторять схему, утверждает источник.
Для группы Volkswagen на площадке ГАЗа в режиме полного цикла выпускаются автомобили марки Skoda – Octavia и Kodiaq. Проектная мощность нижегородской площадки – 132 000 легковых автомобилей в год. В 2018 г. здесь было выпущено 56 500 автомобилей, по информации немецкого автоконцерна (всего в России, с учетом собственного завода в Калуге – 200 000 шт., 10% из них были экспортированы). В 2017 г. Volkswagen Group и группа ГАЗ подписали соглашение о продлении контрактного производства легковых автомобилей на заводе в Нижнем Новгороде, поставке двигателей Volkswagen для легких коммерческих автомобилей марки ГАЗ и др.
По заказам другого иностранного партнера – немецкой Daimler – ГАЗ ранее выпускал в режиме полного цикла легкие коммерческие автомобили Mercedes-Benz Sprinter Classic. Проектная мощность производства – 25 000 машин в год. В январе 2019 г. «дочка» немецкого автоконцерна Daimler – «Мерседес Бенц рус» сообщила, что выпуск их LCV на ГАЗе приостановлен из-за нехватки комплектующих. Когда именно – не уточнялось. По информации человека, близкого к одному из партнеров, это произошло во второй половине 2018 г. Производство Sprinter Classic в Нижнем Новгороде по состоянию на 6 марта не возобновлено, но у дилеров машины еще есть, добавляет он. По его информации, немецкий автоконцерн намерен возобновить локальное производство в России – это дает преимущество на рынке, позволяет в том числе претендовать на господдержку. Но когда, где и каких моделей – пока не решено, добавляет собеседник «Ведомостей».