Barrick Gold хочет стать крупнейшей в мире золотодобывающей компанией

Если она купит лидера отрасли – Newmont Mining, объединенная компания будет добывать больше золота, чем вся Россия
Вторая по величине в мире золотодобывающая компания Barrick Gold решила поглотить лидера рынка – Newmont Mining
Вторая по величине в мире золотодобывающая компания Barrick Gold решила поглотить лидера рынка – Newmont Mining / Barrick Gold

Канадская Barrick Gold 25 февраля объявила оферту на покупку акций американской Newmont Mining. Последняя оценена в $17,85 млрд. Но расплачиваться Barrick Gold намерена не деньгами, а своими акциями. Если сделка состоится, доля акционеров Newmont в объединенной компании составит около 44%, следует из сообщения компании. Barrick уже давно думает о поглощении Newmont, отмечает The Wall Street Journal (WSJ). Последняя ее серьезная попытка сделать это закончилась неудачей в 2014 г. При этом Barrick только в январе завершила другую крупную сделку – поглощение Randgold Resources за $6 млрд.

По данным из презентации для инвесторов за февраль 2019 г. крупнейшего производителя золота в России – «Полюса», Newmont Mining является крупнейшим производителем золота в мире с добычей в 2018 г. 5,1 млн унций, Barrick Gold – вторым (4,5 млн унций).

Newmont пока не прокомментировала оферту конкурента. Но накануне ее представитель заявил, что компания намерена поглотить другого золотодобытчика – Goldcorp, пишет WSJ. Об этой сделке размером около $10 млрд Newmont объявила в январе.

Barrick Gold планирует огромную сделку, сходятся во мнении опрошенные «Ведомостями» эксперты. «Если случится объединение, то производство объединенной компании составит около 9,8 млн унций в год и превысит российскую добычу», – подсчитал директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. Доля компании в мировой добыче золота превысит 10%.

По мнению директора по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николая Сосновского, сделка больше лежит в сфере корпоративного управления, чем реального производства. Золотодобывающая отрасль в мире была слишком фрагментирована, страдала от избыточного менеджмента. Возможно, такое укрупнение пойдет ей на пользу, полагает он. Консолидация могла бы позволить добиться существенной экономии как на постоянных, так и на переменных расходах, размышляет главный стратег «Универ капитала» Дмитрий Александров.

«Такие гигантские слияния имеют как положительные, так и отрицательные стороны», – рассуждает Сосновский. С одной стороны, на рынке остаются только сильные и эффективные компании и управленческие команды. Они могут создавать дополнительную ценность на объектах, реализовывать трудные проекты. С другой – чрезмерное увеличение масштабов компании может привести к тому, что менеджменту приходится управлять слишком разрозненными активами. Эффективность компании при этом падает.

Самыми эффективными считаются компании с добычей около 1 млн унций золота в год, говорит Сосновский: «Когда у компании несколько объектов небольшого размера, топ-менеджмент может следить за работой лично». Сомнительно, что компании объединяются, чтобы получить возможность разработки мегапроектов, уверен эксперт, в золоте сейчас таких просто нет, остались только мелкие и средние месторождения. «Скорее всего, объединенная компания займется чисткой активов: будет постепенно избавляться от мелких, нерентабельных активов, активов в трудных юрисдикциях, чтобы все силы направить на эффективную работу крупнейших проектов», – заключает Сосновский.

Запрос на консолидацию в мировом золотодобывающем секторе появился у акционеров в последние несколько лет как ответ на неудовлетворительные показатели возврата на капитал – отчасти из-за падения цен на золото с 2012 г., отчасти из-за неэффективного управления проектами, замечает аналитик VTB Capital Борис Синицын. По его мнению, слияние имеет смысл только для решения последней задачи, чего в случае Barrick и Newmont ожидать не стоит. Barrick необходимо решить проблему истощения запасов. На текущих активах производство сократится на 70% в ближайшие 10 лет. У Newmont производство на текущих активах сократится на 30% в ближайшие 10 лет. Так что эффект от объединения Barrick и Newmont в лучшем случае будет средний и синергии от сделки не будет, уверен эксперт.