Бензин может снова подорожать
Чтобы этого не произошло, НТС предлагает изменить механизм компенсаций нефтяникамПосле того как 31 марта закончится действие соглашения нефтяников с Минэнерго и ФАС об ограничении оптовых цен на топливо, цены на бензин и дизтопливо в России могут вырасти, говорится в сообщении Аналитического центра Независимого топливного союза (НТС). В противном случае из-за возникновения ценового дисбаланса между оптом и розницей независимые АЗС станут убыточными, отмечают эксперты НТС.
По условиям налогового маневра в середине прошлого года началось снижение экспортной пошлины на нефть и рост налога на добычу полезных ископаемых. Из-за этого внутренний рынок топлива стал менее рентабельным – нефть для нефтеперерабатывающих заводов стала дороже, дизтопливо и бензин должны были подорожать и в рознице. Для того чтобы это не отразилось на потребителях, Минэнерго и Минфин внедрили механизм обратных акцизов на нефть для НПЗ (для тех, кто инвестирует в модернизацию), а также механизм компенсации нефтяникам за поставку топлива на внутренний рынок. Но последний работает так, что расчет компенсации происходит через месяц после того, как НПЗ отгрузили топливо на внутренний рынок, а после того как истечет соглашение правительства с нефтяниками (1 апреля), нефтяные компании не смогут оперативно принимать решение – поставлять на внутренний рынок и рассчитывать на компенсацию через месяц, или поставлять топливо на экспорт и зарабатывать в моменте, пишет Аналитический центр НТС.
Единственным способом сдерживать цены на топливо на внутреннем рынке после марта останется лишь угроза резкого увеличения экспортной пошлины, пишет НТС. Такую возможность правительство получило в середине прошлого года: оно может установить «заградительную» экспортную пошлину на все виды топлива до 90% от пошлины на нефть.
Союз предлагает перейти к расчету компенсирующего механизма за поставку на внутренний рынок на ежедневной основе, отдельно считать компенсацию для дизтоплива и отдельно для бензина. Или же полностью изменить формулу расчета, следует из писем, которые НТС разослал в правительство, Минфин, ФАС и Минэнерго. Это будет стимулировать компании снижать цены, уверены в НТС.
Представитель Минэнерго сообщил, что «предложения НТС министерство получало и обсуждает в рамках рабочей группы по развитию внутреннего рынка нефтепродуктов, созданной по поручению вице-премьера Дмитрия Козака». Он отметил, что в рабочей группе также участвуют независимые сети, трейдеры и ассоциации. Представитель Минфина отметил, что предложений от НТС ведомство пока не получало.
«Компенсация [за поставку на внутренний рынок] для большей части [нефтеперерабатывающих] заводов составит от 70 до 85% разницы между экспортной альтернативой и расчетной внутренней ценой», – рассказывал «Ведомостям» заместитель министра энергетики Павел Сорокин. Это обеспечит достаточную доходность поставок на внутренний рынок, говорил он, объясняя, что разработанные правительством инструменты позволят сгладить большую часть отрицательного эффекта от роста цен, компенсируют номинально 60% от разницы между экспортной ценой и расчетной ценой на внутреннем рынке.
В январе внутренние цены на бензин были выше экспортных, поэтому производители были вынуждены заплатить в бюджет за продажу топлива на внутреннем рынке, подсчитали эксперты Vygon Consulting. С каждой тонны Аи-92 и Аи-95 помимо налогов выходит по 3600 руб., подсчитал по просьбе «Ведомостей» аналитик Vygon Consulting Евгений Тыртов. Суммарно выплаты в бюджет со стороны нефтяных компаний могут составить 10 млрд руб. По дизельному топливу ситуация обратная: из бюджета нефтепереработчики по новым правилам должны будут получить около 4200 руб. за 1 т, в сумме это составит около 10,5 млрд руб., указывал Тыртов.