Муниципалитеты не смогут использовать лизинг для покупки иностранной техники
Это будет наиболее чувствительно для сегмента коммунальной техникиПравительство решило распространить на лизинговые сделки запрет покупать по госзаказу иностранную технику. Речь идет о случаях, когда по окончании действия договора заказчик должен приобрести предмет лизинга в собственность.
Запрет установлен постановлением российского правительства от 19 февраля. Подлинность документа, с которым ознакомились «Ведомости», подтвердил представитель аппарата правительства. Новые правила вступят в силу 1 марта и не будут касаться уже заключенных контрактов, а также закупок, извещения о проведении которых были размещены до этой даты. Документ разработан Минпромторгом с учетом обращений российских машиностроительных предприятий, выпускающих, в частности, строительно-дорожную и коммунальную технику, депутатов Госдумы и профильных отраслевых объединений, рассказал представитель министерства.
Чиновники запретили госзакупки иностранной техники в 2014 г. Сейчас в этом списке – легковые автомобили, грузовики, автобусы, троллейбусы, трамваи, различные виды специальной и дорожно-строительной техники, контейнеры, прицепы и прочая техника, выпущенная за пределами стран Евразийского экономического союза. Исключение сделано для закупок дипломатических представительств и консульских учреждений России.
Но можно легально обойти этот запрет с помощью лизинга, отмечают заместитель директора ассоциации «Росспецмаш» Вячеслав Пронин и гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Это признает и представитель Минпромторга. «ГУПы и МУПы обходят ограничения закона о госзакупках, приобретая иностранную технику через лизинговые контракты, – рассказывает участник совещаний в Минпромторге. – Но так быть не должно, нужно закрыть эту дыру в законодательстве». В основном так приобретается техника для ЖКХ и небольшого ремонта, поясняет он. Исполнению крупных строительных госконтрактов изменения не помешают: в таких случаях заказывается не техника, а услуги и поставщик услуг может использовать абсолютно любое оборудование, необходимое ему для работы, поясняет собеседник «Ведомостей». Кроме того, под запрет, как и ранее, не попадает техника, которая выпускается в России в недостаточном количестве, указывает представитель Минпромторга.
Вся техника в госсекторе берется в финансовый лизинг – с выкупом, передал через представителя гендиректор «Сбербанк лизинга» Вячеслав Спиров. Серьезных изменений он не ожидает: как правило, в проектах, которыми занимался Сбербанк, использовалась техника российского производства. Для автопрома изменения будут мало ощутимы, считает сотрудник одного из иностранных автоконцернов: многие компании уже организовали производство в России. В стране пока не выпускаются популярные у чиновников легковые Mercedes-Benz, но такой завод скоро откроется в Подмосковье, напоминает он. Представитель Daimler не комментирует «вопросы, находящиеся в зоне ответственности государственных структур».
Изменения в основном коснутся городской коммунальной техники, считает Бурмистров: потребность в ней высока из-за быстрого износа, а денег у муниципалитетов мало. Это подтверждает и представитель Минпромторга: муниципалитетам не хватает денег для прямых закупок, поэтому они приобретают технику в лизинг. Конкретные цифры в Минпромторге не раскрыли. По оценке Пронина, доля госзакупок в продажах российских производителей специальной и дорожно-строительной техники сильно разнится: от нескольких процентов (например, некоторые виды строительной техники в основном закупают частные подрядчики) до 70–80% в сегменте коммунальной техники. В этой сфере, по его оценке, на лизинговые сделки приходится не менее 50% госзакупок и большинство – с обязательством выкупить технику. «Потеря этого инструмента для глобальных производителей не будет болезненной, для них российский рынок – один из многих, – отмечает Пронин. – Изменения гораздо важнее для местных заводов, продажи которых сосредоточены в России».
Запрет будет стимулировать развитие местного производства, локализацию техники в России, считает Бурмистров. Но проекты потребуют времени и, чтобы избежать провала, от государства потребуется дополнительная поддержка лизинга, советует он.