Китай ограничил импорт угля из Австралии

Напряженностью в отношениях между двумя странами могут воспользоваться российские угольные компании
Китай – основной потребитель угля в мире и крупнейший импортер (около 19% мирового импорта). Австралия – его главный поставщик
Китай – основной потребитель угля в мире и крупнейший импортер (около 19% мирового импорта). Австралия – его главный поставщик / Mick Tsikas / Reuters

Австралийские компании испытывают сложности с поставкой угля в Китай. Пекин задерживает таможенное оформление товара. Если обычно на это уходило от 5 до 20 дней, то теперь – целых 45 дней, пишет Reuters со ссылкой на трейдеров.

Менеджер шанхайской торговой компании, которая обычно покупала около 400 000 т австралийского угля ежемесячно, говорит, что компания перестала заказывать уголь из Австралии, так как не известно, как долго продлится ограничение. Десятки австралийских судов, груженных углем, стоят в основных китайских портах, сообщает Australian Broadcasting Company (ABC). Австралийские компании «глубоко обеспокоены» ограничениями и неопределенностью того, когда они будут сняты, приводит слова генерального директора совета по минералам Австралии Тани Констебль ABC. По ее словам, это неофициальная система квотирования поставок угля, которая применяется Китаем с 2018 г.

Китай – основной потребитель угля в мире и крупнейший импортер (около 19% мирового импорта). Австралия – его главный поставщик. При этом спрос на уголь из России, Индонезии со стороны Китая сейчас остается высоким, пишет Reuters. Добыча угля в Монголии (второй крупнейший поставщик в Китай) контролируется китайскими компаниями, напоминает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.

Текущая ситуация свидетельствует о напряженных отношениях между Китаем и Австралией, сообщает Bloomberg со ссылкой на источники в отраслевых органах КНР. В последние месяцы Австралия отклонила ряд предложений китайской стороны о нескольких сделках слияния и поглощения, ограничила инвестиции в технологии и согласилась работать с США на военно-морской базе в Папуа – Новой Гвинее, что рассматривается как прямое противодействие влиянию Китая в Тихоокеанском регионе, перечисляет Bloomberg.

В то же время Китай решительно настроен контролировать импорт угля и начать он решил с Австралии, считает главный аналитик China Coal Resource Фэн Дунбин. Ограничения на импорт австралийского угля могут быть связаны с необходимостью регулирования цен на уголь на внутреннем рынке Китая, пишет АВС. «Китайские регуляторы пытаются сделать так, чтобы уголь внутренних производителей стоил дороже», – объясняет директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков.

Напряженностью между странами могут воспользоваться российские компании. Сейчас их доля в странах АТР не превышает 9,3%. Ожидается, что к 2025 г. она увеличится до 20%, такие данные приводил министр энергетики Александр Новак в августе 2018 г. на президентской комиссии по ТЭКу. У российских компаний есть шанс немного потеснить австралийский уголь на китайском рынке, считает Худалов.

Пока Пекин сохраняет импортные пошлины на уголь из России, российские компании не смогут существенно увеличить долю на рынке Китая, полагает собеседник «Ведомостей» в угольной компании.

К тому же ввод Китаем ограничений на поставку угля из Австралии не обязательно означает снижение импорта, отмечает он. Так, в 2018 г. правительство КНР ставило задачу сохранения импорта на уровне 2017 г. и несколько раз вводило ограничения на поставки. Тем не менее импорт вырос на 4–5% из-за суровой зимы в Северном Китае, закрытия малорентабельных добывающих мощностей в КНР и общего роста производства.

В то же время в Китае идет замена старых мощностей угольной генерации на новые и более эффективные, напоминает он: «Это означает, что качественный российский уголь в КНР будет все так же востребован – в отличие, например, от индонезийского».

Рынок Китая крайне важен для всех участников рынка в силу его размера, говорит топ-менеджер крупной угольной компании. Промышленности Китая нужны низкозольные и калорийные угли для снижения негативного воздействия на атмосферу городов. Австралия и Россия как раз являются их источником, указывает он. По его мнению, ограничение на импорт австралийских углей будет иметь скорее всего ситуативный характер. «Десятки судов, которые, по данным СМИ, стоят в портах, – это очень много. Даже если считать по 100 000–150 000 т на судне – это миллионы тонн угля. А каждые 2,5 млн т – это 1% импорта. У Китая нет возможности так резко ограничить столь необходимый ему импорт», – поясняет он.

Постоянные проверки угольных предприятий в Китае в связи с частыми авариями приводят к ограничению добычи угля внутри КНР, отмечает еще один собеседник в крупной угольной компании. Кроме того, в связи с реструктуризацией угольной отрасли Китая ожидается, что добыча коксующегося угля в стране через пять лет снизится примерно на 10% от текущего уровня, приводит он данные. Все это теоретически должно повысить потребность Китая в импорте.

Представитель УГМК (владеет «Кузбассразрезуглем») не ответил на запрос «Ведомостей», представители СУЭК и «Мечела» от комментариев отказались.

Китай – основной потребитель угля в мире и крупнейший импортер (около 19% мирового импорта). Австралия – его главный поставщик