Выпуск самолетов МС-21 задерживается минимум на год из-за санкций
Иностранный поставщик отказался продавать сырье для инновационного крыла лайнераВыпуск серийных МС-21 сдвигается на год, на конец 2020 г., из-за отказа поставлять композиты, рассказал гендиректор госкорпорации «Ростех» (ей государство передало 92% акций Объединенной авиастроительной корпорации) Сергей Чемезов на авиасалоне в Абу-Даби. Начало поставок МС-21 было запланировано на начало 2020 г.
МС-21 – главный перспективный продукт российского гражданского авиапрома, среднемагистральный лайнер, который должен составить конкуренцию самым востребованным в мире самолетам Airbus 320/321 и Boeing 737. На него получено 175 твердых заказов, в том числе 50 машин заказал «Аэрофлот», срок поставки в 2020-2026 гг.
Из-за санкций иностранные поставщики отказались продавать композитное сырье компании «Аэрокомпозит», сообщил в начале января «Коммерсантъ». «Аэрокомпозит» входит в госхолдинг «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и занимается производством композитных панелей исключительно для гражданских лайнеров, а также композитного крыла для МС-21. Под самые жесткие американские санкции, запрещающие любое сотрудничество, «Аэрокомпозит» попал осенью 2018 г. МС-21 должен стать первым самолетом с композитным крылом, это сильно облегчает планер.
Прекращение поставок импортных композитов подтверждала пресс-служба ОАК. Корпорация допускала перенос сроков поставок по этой причине на полгода.
Гендиректор «Аэрокомпозита» Анатолий Гайданский в интервью «Аргументам и фактам» в январе рассказывал, что композитное сырье поставляло американское подразделение бельгийской химической компании Solvay. Отказ от поставок не приведет к краху программы, уверял Гайданский. ОАК ведет работу с российскими компаниями, которые могут наладить поставку сырья, сообщала корпорация, в том числе с «Росатомом» (построил завод угольного волокна) и Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов.
Человек, близкий к ОАК, рассказал, что из-за отсутствия американских композитов начало поставок МС-21 может сдвинуться на три года.
ОАК много лет не может выбраться из убытков. Истребители, которые выпускает ОАК, – главная статья российского военного экспорта, но финансовое состояние холдинга страдает от избыточных мощностей, лишних производств, а также от затратных гражданских программ («Сухой суперджет», поставки начались в 2011 г., и МС-21), которые пока не приносят серьезного дохода.