«Вкусвилл» начал открывать в бизнес-центрах магазины без продавцов и замков на холодильниках
За год ритейлер и его конкуренты хотят открыть более 1000 точекСеть магазинов «Вкусвилл» с августа 2018 г. открывает точки самообслуживания в офисах, рассказал «Ведомостям» руководитель проекта и директор по строительству «Вкусвилла» Кирилл Щербаков. Уже работает более 10 микромаркетов в офисах CRVT, Mail.ru Group, Ozon и др., говорит он.
Работа построена на доверии к покупателям, поясняет Щербаков: клиент берет из холодильников еду и продукты, сканирует штрихкоды, платит банковской картой, телефоном или смарт-часами. Видеоконтроля и замков на холодильнике нет, подчеркивает Щербаков. В обычных «Вкусвиллах» около 1500 видов товара, в микромаркетах – лишь 160, говорится на сайте ритейлера. Также «Вкусвилл» открывает магазины мини-формата с 700 позициями. В планах – открыть и большой магазин, говорит директор по развитию сети «Вкусвилл» Михаил Мамчур.
«Вкусвилл» начинает развиваться в новых форматах в ходе подготовки к возможному IPO в будущем, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Компании нужно быстро наращивать выручку, а конкуренция со стороны крупного ритейла по их профильной «свежей» и фермерской продукции обостряется».
Сейчас у «Вкусвилла» около 720 магазинов, за 2018 г. появилась 321 точка, говорит Щербаков. За 2019 г. «Вкусвилл» планирует открыть 100 магазинов в Санкт-Петербурге, около 25 в других регионах, остальные – в Москве и Подмосковье, сообщил Мамчур, не называя общее количество. По данным на сайте «Вкусвилла», до конца года планируется установить еще около 200 микромаркетов.
Конкуренция за обеденный бюджет офисных сотрудников высока. Это одни из основных клиентов для рынка доставки из кафе и ресторанов, отмечает представитель Delivery Club: «Доставку заказывают чаще всего именно в бизнес-центры в крупных городах на обед и ужин». У «Азбуки вкуса» работает шесть магазинов малого формата «АВ Daily» в бизнес-центрах, говорит президент компании Вадим Долгов (всего открыто 56 точек). В них высокий спрос на готовую кулинарию, кофе, снеки и т. п., средний чек – около 500 руб.
Проект «станций» в бизнес-центрах, где в открытых брендированных холодильниках продается готовая еда с возможностью самому отсканировать ее и оплатить безналичным способом, есть у Healthy Food, напоминает директор направления стрит-ритейла Knight Frank Виктория Камлюк. У Healthy Food, по словам основателя компании Дмитрия Пронина, более 200 точек, а до конца года планируется открыть еще свыше 500.
Подобный проект очень востребован, считает Дарья Чалова, сотрудник Ozon, в офисе которого также работает микромаркет «Вкусвилл»: «Это гораздо дешевле, чем обед или ужин в кафе либо ресторане, кроме того, позволяет правильно питаться».
Проект, по словам Камлюк, легко тиражируем: затраты на открытие одной точки – около 600 000 руб. Технологии позволяют снизить эту сумму на 15–20%, рассказывает Пронин. Затраты на открытие офисного микромаркета по сравнению со стандартным минимальны и окупаются за 3–4 месяца, отмечает Щербаков. Конкретных затрат и сроков окупаемости стандартных «Вкусвиллов» он не раскрыл. По оценке Бурмистрова, открытие обычного «Вкусвилла» может стоить 4,5–5 млн руб.
В похожем формате активно развиваются и Delivery Club, и Uvenco, и другие, рассказывает Пронин. Так, Delivery Club с прошлого года в партнерстве с Mamafood развивает сеть вендинговых автоматов с готовой едой DC Daily. В отличие от Healthy Food и проекта «Вкусвилла» холодильники DC Daily открываются лишь после поднесения банковской карты к терминалу. По словам гендиректора DC Daily Ильи Филимонова, сейчас работает около 200 точек, за 2019 г. планируется открыть еще 700. «Мы не работаем с холодильниками без замков и контроля оплаты, так как есть неудачный опыт подобных проектов в Китае, где пропадало до 50% продукции», – рассказывает он.
По словам Пронина, доля потерь в офисных станциях Healthy Food может варьироваться от 10 до 20%, причем 20% – это критический уровень, хотя уже и 15% могут обеспечить убыток. «Иногда мы вынуждены закрывать станции», – признает он.
Но для традиционной продовольственной торговли даже 10% потерь – экстремально высокий уровень. Так, по словам Бурмистрова, для гипермаркетов нормальный показатель потерь – около 1%, для дискаунтеров – 2–2,5%, для супермаркетов с высокой долей скоропортящейся продукции или точек, которые продают только такую продукцию, – до 3%. Высокая доля потерь для офисных магазинов с открытыми холодильниками – это риск, но отчасти его может компенсировать более высокая наценка, отмечает эксперт.