Верфь «Звезда» может перейти с зарубежной стали на российскую

В списке возможных поставщиков – ММК и «Амурсталь»
Сейчас сталь, из которой строятся российские суда на «Звезде», поставляет совместное предприятие «Роснефти» и Уральской горно-металлургической компании
Сейчас сталь, из которой строятся российские суда на «Звезде», поставляет совместное предприятие «Роснефти» и Уральской горно-металлургической компании / Сергей Мамонтов / РИА Новости

В конце 2018 г. вице-премьер Дмитрий Козак встретился с металлургами, РЖД и представителями «Звезды». Речь шла о возможности поставки российской судовой стали для верфи «Звезда», рассказали «Ведомостям» два участника правительственной встречи и подтвердил один из контрагентов «Звезды».

Сейчас сталь, из которой строятся российские суда на «Звезде», поставляет совместное предприятие «Роснефти» и Уральской горно-металлургической компании, оно было создано в 2016 г. Тогда даже планировалось, что предприятие займется строительством металлургического производства, но от этого проекта пока отказались, утверждают два собеседника «Ведомостей». Сталь поставляют по контрактам из Южной Кореи. Переход на российскую сталь связан в том числе с желанием снизить геополитические риски, говорит один из источников.

Судостроительное предприятие «Звезда» находится на Дальнем Востоке, рядом с г. Большой Камень, до ближайшего металлургического предприятия – «Амурстали» (ранее «Амурметалл») – более 1100 км по железной дороге. По словам двух участников встречи с Козаком и одного контрагента «Звезды», сейчас рассматривается возможность закупать сталь на «Амурстали» или ММК. «Для того чтобы реализовать первый вариант, нужно будет потратиться на строительство доменно-конвертерного производства на предприятии, а также на строительство широколистового стана от 5000 мм и выше. Это большие затраты», – говорит один из собеседников. «Если будет принято решение поставлять сталь с ММК, то РЖД нужно модернизировать вагонный парк и Северомуйский тоннель», – отмечает второй собеседник.

Представитель Минпромторга заявил, что вариантов перехода «Звезды» на российскую сталь «мы не получали и не прорабатываем, но готовы рассмотреть при поступлении соответствующих предложений». Представители «Амурстали» и РЖД не ответили на вопросы «Ведомостей», а представитель ММК сказал, что «компания сможет закрыть соответствующие потребности предприятия, если будет принято решение в пользу обеспечения судостроительного комплекса отечественным металлом».

Сейчас 75% минус 2 акции в АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (оператор строительства суперверфи) принадлежит консорциуму «Современные технологии судостроения» (консорциум «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка), блокпакет закреплен за ОСК. В конце прошлого года президент России Владимир Путин подписал указ, по которому ОСК может снизить долю или выйти из проекта. Представители Козака и «Роснефти» от комментариев отказались.

Для нужд судоверфи «Звезда» после выхода предприятия на плановую мощность потребуется 330 000 т металла в год, рассказывал в 2016 г. главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. ММК производит более 10 млн т. Планируется, что в 2019 г. верфь сможет переработать 90 000 т металла, говорил в сентябре 2018 г. Сечин. Тогда же он сказал, что портфель заказов к сентябрю 2018 г. уже начитывает 26 средне- и крупнотоннажных судов, в том числе 24 – по заказу «Роснефти». Для выхода «на позитивную экономику работы до 2035 г. «Звезде» надо получить портфель в 178 судов», говорил в 2017 г. Сечин.

Суда на «Звезде» стоят дороже, чем в Корее или у других судостроительных компаний, рассказывали «Ведомостям» несколько контрагентов «Звезды». Они же говорили, что «Звезда» предлагала исполнить контракты примерно на 20–40% дороже рынка. В начале года «Звезда» направляла в Минпромторг письмо, в котором указывала, что строительство газовозов Arc7 для проекта «Арктик СПГ – 2» может стоить до $603 млн за штуку (при заказе 15 судов), писал «Коммерсантъ». Аналогичное судно стоит в Корее $305 млн, говорил гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Он отмечает, что доля судовой стали в себестоимости танкера составляет от 10 до 15% в зависимости от ледового класса, для Arc7 – около 12%.

«Если корейскую сталь заменят сталью «Амурстали», то увеличения стоимости можно не ожидать за счет относительно короткого транспортного плеча», – уверен аналитик АКРА Максим Худалов. По его словам, если сталь будут поставлять с ММК, то ее стоимость для «Звезды» может вырасти на 3–4%. А это скажется на стоимости самого судна – в пределах 0,5% себестоимости, рассчитал Бурмистров. Правительство предлагает компенсировать «Звезде» до 30% недополученных доходов, если сумма фактических затрат будет выше контрактных обязательств покупателя. Но предложение действует только для строительства газовозов ледового класса Arc7 для проекта «Арктик СПГ – 2».

Сейчас сталь, из которой строятся российские суда на «Звезде», поставляет совместное предприятие «Роснефти» и Уральской горно-металлургической компании